Приёмка яхты (словарь терминов)ПРЕЛЮДИЯВ домашнем списке подготовки к чартеру в «шкиперском» разделе должны быть пункты: малярный скотч, чёрный маркер, мягкий карандаш, ластик и блокнот карманного формата (у меня там ещё числятся «расходный» шнурок, муринговые рукавицы, ручной GPS, налобный фонарик, баллончик WD-40 и стропорез). В команде должен быть минимум один фотоаппарат с функций маркировки снимков датой. Для приёмки лодки оставьте на борту максимум одного помощника – своего старпома. Остальных лучше отправить за продуктами – и время (приёмка минимум полтора часа отнимет) будет рационально использовано, и толкотни в узких помещениях не случится, и нудить («ну долго ещё?») над головой будет некому. Убедитесь, что бортовое питание включено. Обязательно включите холодильник (пусть «готовится» к загрузке продуктами). ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМВсе расписанные в этом разделе пункты распечатайте в виде листа с чек-боксами (выполнил – отметил). Проверить комплектность согласно «Ведомости» – списку от чартерной компании. У каждой компании он свой, более или менее подробный. При этом обязательно запомнить (а лучше записать в блокнот карманного размера) местонахождение:
На палубе:Идём с носа на корму по одному борту и обратно – по другому. Осматриваем яхту по борту и палубе на предмет ударов, потёртостей борта, погнутых стоек, вмятого фальшборта и пр. Форштевень: нет ли сколов от болтавшегося якоря? Транец: нет ли следов навала на понтон? Все замеченные дефекты фотографируем (чтобы не оправдываться за кого-то при сдаче) и показываем сдающему менеджеру. При этом:
Динги и её мотор:Двигатель + якорная лебёдка (шпиль):В кокпите:
Под палубой:
Камбуз:
Если надписи на электрощитке на неизвестном вам языке, делаем наклейки малярным скотчем – пусть менеджер продиктует перевод, записать маркером. То же самое (скотч с надписями) – на клавишных стопорах в кокпите (на неделю-две таких надписей обычно хватает). У сдающего менеджера обязательно выяснить (ответы записать в блокнот):
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД«Обязы» – это минимум. Но чартер бывает очень разный. Кто-то днями простаивает в бухтах, купаясь и загорая, а другие выполняют «боевые» 600-мильные марш-броски из Гибралтара на Мадейру. В одних регионах паруса разматывают лишь изредка (ну не дует, и всё!), в других ежедневно свистит так, что уши заворачиваются. В некоторых акваториях якорь «работает» носовой фигурой (кругом муринги), а в других не успевает просыхать. Словом, включаем мозги и думаем, что из судовых систем, механизмов и снабжения особо значимо в конкретно вашем походе. К примеру, намерены отдыхать с семейством в бухтах турецкого побережья? Повышенное внимание якорному устройству (если звёздочка заедает – «напшикайте» под неё WD-40), тщательная проверка динги и её мотора (не поленитесь опустить последний в воду и погоняйте на разных оборотах, проверьте наличие запасной шпонки винта). Убедитесь, что кроме обычных швартовов на лодке есть длинные завозные концы (минимум один 50-метровый, пара 30-метровых). А если идёте с детьми, постарайтесь заполучить обвес-сетку и дополнительный тент на гик (чтобы сделать тень над рубкой и палубой, где малышня чаще всего играет). Намерены изучать городки Далмации – разберитесь, как брать рифы на гроте (на случай «боры» или «юго»), кранцев должно быть минимум по 4 на борт (+ «шарик» на корму) и хорошо, если на лодке есть носовая «подрулька» (спросить у менеджера, сколько секунд можно непрерывно ею работать!). Кстати, неопытным (и семейным) экипажам нежелательно в тех краях (и вообще везде, где плотно заставленные марины и возможен сильный ветер) заказывать яхты со складными винтами. В регионах с сильным ветром и волной (например, Киклады в июле-августе или Канары) позаботьтесь о постоянно заведённых штормовых леерах и тщательнее обычного осмотрите паруса: не истрёпаны ли швы, не расползутся ли? Стабильно ли работают закрутка грота в мачту (нередко её клинит из-за неправильной натяжки фала) и закрутка стакселя (нередко изнашиваются небольшие блочки проводки троса закрутки и усилие становится непомерным)? Конечно, самая скрупулёзная проверка – перед многодневным морским переходом. Ибо если в «прибрежке» ещё можно организовать приезд механика в марины по маршруту движения, то в «оффшоре» вы действительно предоставлены сами себе. Отсюда:
Что касается последнего: датчик электронного компаса чаще всего крепят в платяном шкафчике кормовой каюты по правому борту. И если на шкаф кладут мобилку, а внутри оказываются металлические плечики… На одной из моих лодок «девиация» составляла невероятных 120 градусов, пока я не поменял плечики на пластиковые. Наконец, есть ещё «фактор компании». К примеру, в Турции я пользуюсь услугами почти исключительно Pupa-Yachting – лидера тамошнего чартерного рынка. Чем сильно упрощаю себе жизнь, ибо: 1) Паруса менеджеры проверяют очень строго, мне можно даже не разматывать; 2) На камбузе проверяю лишь количество/размер кастрюль и салатниц – остальное там есть в избытке; 3) Постельные принадлежности всегда «включены» и выдаются с запасом; 4) Будучи стабильным и безаварийным клиентом с 6-летним стажем, «наработал» определённую репутацию – в сложных случаях мне верят на слово. Последнее – громадный «плюс». Помню, как в первом своём чартере (ещё в 2002-м) мы долго оправдывались за неработавший диск-чейнджер, который даже не включали. И как в другой раз компания с мировым именем пыталась нас оштрафовать за повреждение от «третьего лица», которое и не думало отрицать свою вину (у дедушки мотор заклинил на заднем ходу). И как владелец очень маленькой чартерной компании (2 яхты) пересчитывал вилки и чайные ложечки, задерживая наш отъезд на самолёт... ВНИМАНИЕ И ЕЩЁ РАЗ ВНИМАНИЕ…Ещё раз подчеркну важность именно проверки всего, что можно, а не только убедиться, что оно есть (или «крутится» вхолостую). Вот примеры. На лодке моего друга отдали якорь и… не смогли поднять, хотя лебёдка работала! Оказалось, что именно перед их чартером поменяли звёздочку шпиля, но немного не угадали с калибром последней – цепь постоянно «выпрыгивала» из захватов. Другая ситуация: помпа откачки воды «жужжит», а вода из душевой кабины не убывает. Оказалось, были перекрыты кингстоны, которые экипаж самостоятельно не нашёл. Ещё в одном чартере торопящийся капитан принял на борт два газовых баллона со словами: «Сам подключу, мы отходим». А потом оказалось, что резьба на редукторе не подходит к этим баллонам… Помнится, я как-то «проморгал» тот факт, что мотор якорной лебёдки не сразу «хватал» цепную звёздочку, а с некоторой задержкой. Оказалось, это была уже агония срезанного шплинта между мотором и редуктором – в пути пришлось поднимать якорь вручную и вызывать механика… Один из капитанов-россиян поделился в Интернете: «Запорный кран на фекальном баке был установлен в неправильное положение (то есть традиционное «закрыто» было на самом деле «открыто»). О последствиях догадаться не сложно…» А то, было, попалась яхта с остатками дизтоплива в баках с водой. Видать, заливая, кто-то перепутал горловины. Беда в том, что очистить систему водоснабжения от солярки вряд ли возможно без специальной химии... Конечно, всего перед отходом не проверишь. У меня был диковинный случай, когда вроде бы стандартный якорь-плуг категорически отказывался держать – на веретене была небольшая прогибь (наверняка результат «выдирания» якоря из-под камней), которой хватило, чтобы плуг перестал зарываться. И мне пришлось всю неделю отдавать сразу два якоря – «гуськом». И кое-что пострашнее: при переходе из Гибралтара на Канары «глазастый» матрос заметил, как ванта стала «выползать» из обжимки, некоторые волокна уже свободно «распушились». Паруса смайнали и оставшиеся 4 дня шли под мотором, не рискуя мачтой. ФИНАЛ-АПОФЕОЗПоследний шаг в процедуре сheck-in – подписание «Ведомости» (списка чартерной компании). Но сначала убедитесь, что внесли в него все замеченные пункты недостачи (если они не из важных, конечно. Иначе – требуйте доукомплектации) и менеджер с этим согласен. При сдаче лодки (сheck-out) через неделю вам эта дотошность может сильно помочь. Уточните время возврата яхты «в стойло» и необходимые процедуры перед этим (заправка топливом, откачка «фекалки» и пр.). Это важно: невыполнение может обернуться штрафом. Спросите, какие документы следует демонстрировать портовым властям и полиции (судовая роль, регистрация, страховка и прочее). Ставьте подпись на «Ведомости» – теперь лодка ВАША. Не забудьте перед отдачей швартовов провести инструктаж экипажа! Но это уже тема другой статьи… © Богдан Парфенюк (добавления: Александр Клевцов) Солярочные рыдания от Александра Синицына C прошлого 2009 года на фоне разгула кризиса стало заметно, что счётчик заправщиков выдаёт значения в полтора раза превышающие привычные за многие годы. В этом сезоне при подорожании топлива за зиму в полтора раза наши потери стали ещё заметнее. Кто научил греков управлять счётчиком – дело тёмное. Вопрос: как с этим бороться? Во-первых, надо уйти от сомнений, что вам сдают лодку с неполными танками. Для этого берёте из лока канистру с соляркой и аккуратно пытаетесь влить в горловины. Если ушла, просите представителя компании вызвать вам заправщик, объяснив ситуацию. Просите представителя самого проконтролировать процесс долива в горловины и в канистру и оплатить заправку от компании. Причём, заливку в канистру хорошо бы отследить по счётчику на заправщике, не позволяя ухарям что-либо трогать руками. При обнаружении расхождения вызвать начальника чартерной компании и попросить составить акт. Во-вторых, при сдаче лодки сразу вылить из канистры всю солярку в танк до приезда заправщика. Процесс заправки начать с налива канистры, проверив таким образом счётчик. Если показания совпали, продолжаем заливку в горловины. Если нет, повторяем процедуру из предыдущего пункта. Очень советую не лениться и проделать эти вещи. И вам будет спокойнее, и поможем навести порядок в разрушенном хозяйстве. Заранее благодарю всех проучаствовавших.
|
|