|
Абордаж |
(от французского "abordage" – приставание к борту) – способ ведения морского боя. Предусматривал сцепление с кораблем противника и высадку на него абордажной партии, которая в рукопашной схватке стремилась овладеть кораблём противника. |
Авангард |
(от французского "аvant" – впереди) – передовая (головная) часть боевого порядка эскадры или флота. |
Авизо |
(от итальянского "avviso" – уведомление) – небольшой корабль, применявшийся для разведки и посыльной службы в XVIII-XIX вв. |
Адмиралтейство Британское |
(Британское адмиралтейство) – высший орган управления и командования военно-морскими силами Великобритании. |
Адмиралтейский якорь |
якорь с двумя неподвижными рогами, имеющими на своих рогах треугольные лапы, и штоком, – укрепленкым на верхней части веретена в плоскости, перпендикулярной плоскостй рогов. Название "адмиралтейский якорь" появилось в 1352 году после больших натурных испытаний якорей различных конструкций, проведенных Британским адмиралтейством. |
Артель |
объединение матросов или солдат в русском флоте или армии в целях организации питания из общего котла, за счет положенных им на продовольствие денег. Хозяйством артели ведал артельщик, избираемый солдатами или матросами. Артельщик утверждался старшим офицером корабля. |
Арьергард |
(от французкого "arriere" – задний) – концевая (замыкающая) часть боевого порядка эскадры или флота. |
Бак |
носовая часть верхней палубы корабля до фок-мачты. |
Бакштаги |
снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр. |
Бакштов |
трос, выпущенный за корму стоячего на якоре судна, для закреплёния шлюпок, катеров и других мелких судов. |
Балясина |
точёный реек, служащий ступенькой у штормтрапа. |
Банка |
доска, служащая поперечным креплением набора шлюпки и сиденьем для гребцов. |
Барабан шпиля |
вращающаяся часть шпиля, служащая для выбирания якорной цепи или швартовного троса. |
Барбарский корабль |
однопалубный корабль, прототипом которого были так называемые берберийские суда XVI-XVII вв., плававшие у берегов Алжира и Туниса. Имел 2 мачты с прямымд и 1 – с косыми парусами. Длина 32-36 м, ширина 7-10 м; вооружение 34-44 орудия. |
Баркалон |
парусно-гребное судно длиной ок. 35 м, шириной до 9 м, осадкой до 2,5 м; вооружение 26-44 орудия. |
Бензель |
перевязка двух тросов тонким тросом или линем. Если она делается толстым тросом, то называется найтовом. |
Беседка |
деревянная доска, подвешенная на гордене и служащая сидением при подъеме людей на мачты, трубы и пр., а также при спуске за борт. |
Бизань |
общее название последней мачты у парусных кораблей. |
Битенг |
деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов. |
Блок со свитнем |
блок, у которого строп оканчивается свитнем. Последний служит для подвязывания блока к какому-либо рангоутному дереву или снасти такелажа. |
Блоки |
простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге. |
Блокшив |
(от немецкого "blockschiff" – корабль, закреплённый на месте) – корпус старого судна, используемый в порту у постоянного причала как плавучий склад или казарма. |
Бомбардирсжий корабль |
парусный 2-3– мачтовый корабль с повышенной прочностью корпуса. Впервые появились во Франции в 1681 г. Вооружались 2-18 орудиями крупного калибра и 8-12 орудиями малого калибра. Предназначались для борьбы с береговыми укреплениями. В русском флоте существовали до 1828 г. |
Бот |
(от голландского "boot" – лодка) – общее название небольших парусных или парусно-гребных кораблей. |
Брам-бакштаги |
снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков стеньги. |
Брам-гинцы |
маленькие тали, ввязываемые в брам-фал |
Брамсель |
прямой парус, подымаемый на брам-стеньге над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте – фор-бом-брамсель, на грот-мачте – грот-бом-брамсель и на бизань-мачте – крюйс-бом-брамсель. |
Брам-стеньга |
рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги |
Брам-файл |
снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью которой поднимают и спускают брам-реи. Кроме того, им же поднимают реи над бом-салинг при постановке брамселей. |
Брандвахта |
(от немецкого "brand" – огонь, "wacht" – караул) – корабль, несущий сторожевую службу у входа в гавань или порт. Ночью на брандвахте выставляется синий дежурный огонь. |
Брандер |
(от голландского "brand" – огонь) – судно, загруженное горючими и взрывчатыми материалами и предназначенное для сожжения деревянных кораблей противника. |
Брас |
снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей). |
Брашпиль |
машина для подъема якоря, в отличие от шпиля имеет горизонтальный вал. |
Бриг |
военный 2-мачтовый корабль, предназначенный для разведывательной, крейсерской и посыльной службы. Вооружался 10-24 орудиями, обладал хорошими мореходными и маневренными качествами. |
Бригантина |
(от французского "briganol" – разбойник) – 2-мачтовое парусное судно ХVII-ХIХ вв. с прямыми парусами на передней мачте и косыми (треугольными) на задней мачте. Вооружение: 6-8 пушек. Использовался для разведывательной и посыльной службы, а также для перевозки войск и грузов в прибрежных районах. |
Бросательный конец |
линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетенный сверху мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал (или с причала на судно) швартовные тросы. |
БРТ – Брутто |
регистровая тонна. 1 БРТ = 2,83 куб.м. (100 англ. куб. футов). Применяется для измерения вместимости судна. |
Бугель |
плоское металлическое кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям частей такелажа. |
Бугель с обухами |
стальное кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для его укрепления оттяжками или для связи составных частей {мачты, рея). |
Буйреп |
трос, закреплённый за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте. |
Буксир |
1. Трос, при помощи которого буксируют суда, 2. Буксирное судно, предназначенное для буксировки других судов. |
Булинь |
снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого пapyca. |
Бушприт |
рангоутное дерево, укрепленное на носу судна в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. K бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов – кливеров. |
Бык-гордень |
снасть бегучего такелажа судна, с помощью которой при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею. |
Ванты |
снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков и несколько сзади мачты, стеньги, брам-стеньги и т.п. |
Вельпсы |
выступы в виде ребер, сделанные на барабане шпиля, чтобы наматываемый трос не скользил. |
Верп |
вспомогательный судовой якорь меньшей массы, чем становой, служащий для снятия судна с мели путем его завоза на шлюпках. |
Веретено якоря |
массивньй стержень, к нижней части которого прикреплены pora адмиралтейского якоря или лапы втяжного. |
Верфь |
предприятие для постройки судов. |
Взять рифы |
уменьшить площадь паруса: свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть риф-штертами у косых и шлюпочных пapycов; подбирая парус кверху и прихватывая его риф-сезнями к лееру на к рее у прямых. |
Выбирать слабину троса |
обтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала. |
Выбленки |
отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъеме по вантам на мачты и стеньги. |
Выстрел |
горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное под водой перпендикулярно борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также для посадки в шлюпки членов экипажа судна. |
Гак |
стальной крюк, прикрепленный к концу тросов и цепей, служащий для подъема шлюпок, груза и для буксировки. |
Галеас |
(от итальянского "galeazza" – большая галера) – парусно-гребной военный корабль в XVI-XVII вв. промежуточный тип судна между галерой и парусным кораблем. Длина ок. 80 м, ширина до 9 м, один ряд весел, 3 мачты с косыми парусами, экипаж более 800 чел., вооружение: до 70 пушек и таран. |
Галера |
деревянный гребной-военный корабль с 1 рядом весел и 2-3 мачтами. Впервые появились в УП в. в Венеции. В России появились при Петре I. Длина до 60 м, ширина до 7,5 м, до 50 весел на борт (длина весла до 15 м, 5-7 гребцов на весло). В бою передвигались только на веслах со скоростью до 7 уз. ( 13 км/ч). Успешно применялись на мелководье и в шхерных районах Финляндии. |
Галета |
сухарь из ржаной или пшеничной муки, употреблявшийся на кораблях военного парусного флота при отсутствии хлеба. |
Гафель |
1. Рангоутное дерево, к которому пришнуровывается верхняя шкаторина косого паруса. 2. Рангоутное дерево, поднимаемое вдоль мачты под углом для несения днем на ходу флага, а ночью – гафельных огней. |
Гемам |
парусно-гребной фрегат шведского флота. Вооружение: 18-32 орудия. |
Гик |
горизонтальное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на небольшой высоте над палубой и обращенное свободным концом к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого пapyca. |
Гинцы |
небольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-нибудь снасть. |
Гитовы |
снасти летучего такелажа, служащие для уборки прямых паруcoв и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте. |
Гордень |
снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок. |
Грот |
1. Общее название средней (самой высокой) мачты у парусных кораблей.
2. Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте), привязывается к грота-грею.
3. Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты. |
Гукор |
(от английского "hooker" – гукер, гукар) – парусное судно грузоподъемностью 60-200 т с 2-3 мачтами. Использовалось как транспортное судно. Иногда вооружалось несколькими орудиями. |
Дек |
(от английского "deck" – палуба). Название артиллерийских палуб на парусных военных кораблях. При наличии 2 или 3 арт. палуб (не считая верхней, где размещались орудия открытой батареи) корабли назывались двух– или трехдечными. |
Дирик-фал |
снасть бегучего такелажа, служащая для подьема. |
Драек |
инструмент для такелажных и парусных работ, представляющий собой небольшой цилиндрический кусок дерева с заостренными концами. Употребляется как рычаг при выдрайке концов. |
Драйреп |
снасть для подъема марса-рея. |
Дректов |
якорный канат шлюпочного якоря (дрека). |
Каболка |
самая тонкая составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений. |
Калышка |
петля на тросе, образующаяся при его чрезмерном закручивании. |
Киллихтер, Килектор |
(от голландского 'kiellichter" – плавучий грузоподниматель) – судно, оборудованное в носовой части грузоподъемным устройством. |
Клевант |
1. Конусообразный кусок твердого дерева, вставляемого в узел, чтобы последний не затягивался.
2. Небольшой деревянный брусочек цилиндрической формы с круглой выточкой (кипом) посередине. Употребляется для соединения флагов с фалами, на которых они поднимаются. |
Клетень |
слой шкимушгара, тонкого линя или проволоки, накладываемый вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля. |
Клетневание |
особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: на тренцованный и насмоленный трос кладут клетневину по спуску троса так, чтобы каждый ее шлаг перекрывал следующий. Покрыв таким образом весь трос клетневиной и укрепив ее концы, приступают к наложению клетня (шкимушгар, тонкий линь или проволока) вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля. |
Кливер |
косой треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты. |
Кнехты |
парные металлические тумбы, отлитые вместе с основанием – плитой. Кнехты устанавливаются на палубе в носовой, кормовой части и бортов судна и служат для закреплёнил тросов при швартовке. |
Кноп |
узел в виде утолщения на конце троса для удержания или закреплёния его коренного конца. |
Колышка |
род узла для укорачивания снасти или сделанная для каких-либо целей петля на тросе. |
Конец коренной |
условное название закреплённого или же не используемого в работе конца троса. |
Конец ходовой |
условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла. |
Корабль новоизобретенный |
тип военного корабля, применявшегося в русском флоте в период русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Отличался уменьшенными размерами, низкой прочностью корпуса, плохими мореходными качествами. |
Корвет |
(от латинского "corbita" – корабль) – корабль парусного флота, предназначавшийся для разведки, посыльной службы, а иногда и для крейсерских действий. Вначале корвет – одномачтовое судно водоизмещением до 200 т, в первой половине ХVП? в. – 2-ыачтовое, затем 3-мачтовое судно водоизмещением 400-600 – т с открытой или закрытой батареей (14-32 орудия). В середине XIX в. появились колесные, а затем и парусно-винтовые корветы водоизмещением 800-3500 т со скоростью до 14 уз. (26 км/ч) с 12-32 орудиями на верхней палубе. |
Кордебаталия |
(от французского "corps" – основная часть) средняя часть боевого порядка эскадры или флота. |
Коуш |
металлическое кольцо, имеющее на наружной своей поверхности желобок соответствующей толщины для троса. |
Кофель-нагель |
деревянный или металлический стержень с рукоятью на верхнем конце, вставляемый в гнездо кофель-планки для завертывания на него снастей бегучего такелажа. |
Кофель-планка |
деревянный или металлический брус с отверстиями для кофель-нагелей, прикрепленный горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта. |
Кренгельс |
кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы, вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, накладываются на брам-стеньги под брам-такелаж. |
Крюйт-камера |
специальное помещение на парусных судах, где хранились взрывчатые вещества. |
Кубрик |
1. Жилое помещение для команды.
2. Название одной из палуб парусного военного корабля, на которой жила команда. |
Куттер |
самое малое одномачтовое судно для несения дозорной и посыльной службы. Вооружалось 8-14 орудиями. |
Ластовые суда |
малые суда, обеспечивающие базирование крупных военных судов. |
Легость |
1. Небольшой мешочек, сплетенный из шнура, размером с кулак, наполненный песком. Служит грузом у бросательного конца для его подачи.
2. В торговом флоте этим термином обозначают бросательный конец. |
Леер |
металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязыаания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т.д. Леерами также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие фальшбот судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма. |
Линейный корабль, корабль |
крупный, обычно З-дечный, 3-мачтовый корабль парусного флота, предназначенный для боя с такими же кораблями в линии баталии. Водоизмещение – до 5000 т, вооружение 50-130 орудий, экипаж 500-900 чел. Широко применялись в XVII – первой половине XIX вв. |
Линёк |
короткая веревка, с палец толщиной, с узлом на конце, для наказания матросов в старом флоте. |
Линия баталии |
боевой порядок парусных кораблей, построенных в колонну для артиллерийского боя. |
Линь |
тонкий растительный трос диамегром oт 3,8 до 11,2 миллиметров, свиваемый из каболок. Для сигнальных фалов и для лаглиней употребляются плетеные лини. |
Лисели |
дополнительные паруса в форме трапеций, которые ставили с внешних сторон прямых парусов на лисель-спиртах. |
Лисель-реёк |
реек, к которому пришнуровываеся лисель. |
Лисель-спирты |
тонкие рангоутные деревья на фока– и грота-реях и на фор– и грот-марса-реях, служащие для постановки лиселей. |
Лопарь |
трос, основанный между блоками или юферсами. |
Лот |
прибор для измерения глубин. По принципу устройства лоты подразделяюся на ручные, механические и зхолоты. |
Лотлинь |
линь или трос, к которому прикрепляется груз (гиря) лота. |
Люверс |
круглая, обметанная ниткой или отделанная медным кольцом дырка в парусе, тенте и т. п. |
Люгер |
небольшое 2– или 3-мачтовое судно. Использовался для посыльной службы. Вооружение: 10-16 орудий небольшого калибра на открытой палубе. |
Магазин |
плавучий склад. |
Манильский трос |
трос, изготовленный из волокна листьев многолетнего травянистого растения абака – прядильного банана. Манильский трос крепче пенькового на 70% и легче на 25%, он не боится морской воды. Однако его волокно менее гибко по сравнению с пенькой и не выдерживает такого сопротивления при завязывании в узлы, как пенька. |
Марка |
несколько плотно наложенных один к другому шлагов каболки на конце троса для предотвращения. его расплетания. |
Марс (марсовая площадка) |
площадка на топе составной мачты, прикрепленная к лонга-салингам и краспицам. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей устанавливались дальномеры и мелкокалиберные орудия. |
Марса-гитовы |
одна из снастей бегучего такелажа, с помощью которой убирают марсели. |
Марса-драйреп |
снасть бегущего такелажа марса-реев. На марса-драй-репах и марса-фалах подвешен своей серединой марса-рей, когда марсель закреплён. |
Марса-рей |
рей, к которому привязывается марсель. Второй снизу рей на мачте. |
Марсель |
второй снизу на мачте парус, ставящийся между марса-реем и нижним реем. |
Мателот |
соседний корабль в строю. Moжет быть передним, задним, левым или правым. |
Мачта |
вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъема флажных сигналов и т. д. |
Мусинг |
кноп, сделанный не на конце снасти, а в середине. |
Неф |
старинное парусное судно, ставшее по мере развития в XVI веке крупным кораблем с прямыми парусами и сильным артиллерийским вооружением; прообраз парусных кораблей. |
Нок |
конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гика, гафаля, рея и т. д.). |
Обух |
болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней своей части. |
Огон |
кольцо из троса, сделанное на конце или в середине его. Этим кольцом обычно снасть надевается на рангоутвое дерево. |
Оплетка |
конец снасти, заплетенной особым способом для предотвращения его от развивки. Обычно оплетками разделываются концы всего бегучего такелажа кроме того, оплетками покрывают сплесни на такелаже и стропах блоков, оплетают фалрепы и пр. |
Орудийный расчет |
(орудийная прислуга) – личный состав, обслуживающий артиллерийское орудие согласно боевому расписанию. |
Отдать конец |
отвернуть конец с кнехта, за который он был завернут, или выпустить его, если он держится в руках: отвязать и отпустить конец с берега или с другого судна. |
Оттяжка |
трос, укрепленный на ноке грузовой стрелы, с помощью которого грузовая стрела поворачивается вокруг вертикальной оси и закрепляется в нужном положении. |
Пакетбот |
(от английского "packet-boat" – почтовая лодка)– маленькое парусное судно для перевозки почты и посыльной службы. Водоизмещение 200-400 т, вооружение – несколько пушек. |
Пал |
чугунная тумба, врытая в землю, или несколько свай, вбитых в грунт, за которые заводятся швартовы. Палубы парусного военного корабля. Начиная сверху имели следующие назначения: квартер-дек – открытая палуба для управления судном; опер-дек – верхняя батарейная палуба;мидель-дек – средняя батарейная палуба; орлопдек – палуба жилых и служебных помещений;трюм – самая нижняя палуба. Встречаются другие наименования палуб. |
Пароходофрегат |
фрегат, имевший наряду с парусным вооружением паровой двигатель. Появились в первой половине XIX в. Сначала имели колесный, а затем винтовыр движители. Предназначались для действий в прибрежных районах, для ведения разведки, буксировки парусных кораблей. |
Парусный корабль |
см. линейный корабль. |
Пеньковый трос |
растительный трос, изготовленный из волокон луба конопли. |
Перлинь |
трос кабельной работы, окружностью от 4 до 6 дюймов (102 – 152 миллиметра). |
Перты |
закреплённые под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди. |
Пинк |
(от голландского "pink") – торговое судно в XVI-ХVП вв. Имело 2-3 мачты с косыми (треугольными) парусами. В русском флоте использовалось как транспортное судно для перевозки продовольствия или боеприпасов. Вооружалось 20-38 пушками. |
Плавучий кран |
судно, представляющее собой подъемный кран, установленный на понтоне. |
Пластырь |
устройство для временной заделки повреждений в подводной части корпуса судна. Мог изготавливаться из нескольких слоев парусины водоупорной пропитки или из нескольких слоев досок с парусиновой прокладкой. |
Полубак |
носовая надстройка на баке корабля. |
Полуют |
возвышенная часть кормовой оконечности корабля или дополнительная палуба над ютом. |
Понтон |
(от латинского "ponto" – мост на лодках) плавучее сооружение для поддержания на воде различных устройств за счет собственного запаса плавучести. |
Прам |
плоскодонное судно парусного флота, вооруженное орудиями крупных калибров. Применялось для обстрела приморских крепостей и ведения боевых действий в прибрежных районах и на реках. |
Прихватить |
слегка закрепить: наскоро привязать. Прихватить что-либо каболкой – это значит подвязать временно. |
Прорезание строя (линии баталии) |
тактический прием кораблей парусного флота, позволявший нарушить линию баталии противника и сосредоточить усилия против отсеченной части его сил. В момент прохождения между двумя вражескими кораблями, находящимися в линии баталии, корабль, прорезающий строй, получал возможность вести сильный огонь артиллерией обоих бортов одновременно против двух кораблей противника. Огнем поражались носовая и кормовая части двух кораблей противника, личный состав, находящийся на верхней палубе, а также рангоут вражеских кораблей. С другой стороны, огонь противника был в этот момент слу бым, т.к. носовых и кормовых орудий на парусных судах было во много раз меньше, чем бортовых орудий. Прорезание строя противника в нескольких местах давало возможность атаковать его окруженные суда с двух сторон – "взять противника в два огня". Этот тактический прием наиболее успешно применялся в русском (адмиралы Ф.Ф.Ушаков и Д.Н.Сенявин) и английском (адмиралы Д.Родней и Г.Нельсон) флотах. |
Прядь |
вторая по толщине составная часть троса, свитая из каболок. У стальных тросов пряди свиваются из оцинкованных проволок. |
Раздернуть снасть |
полностью отпустить, ослабить снасть. |
Рангоут (от голландского "rondhout" – круглое дерево) |
деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъемы сигналов и т. д. (мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт, стрелы, выстрелы, утлегарь, лисель-спирты и пр.), которые иначе называются рангоутными деревьями. |
Растительный трос |
трос, изготовленный из волокон растений (конопли, абаки, агавы, кокоса и др.). |
Рей |
рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов. |
Рейд |
часть акватории порта для якорной стоянки судов. Внешний рейд не имеет защиту от ветра и волн; внутренний рейд защищен естественными или искусственными преградами от ветра и волн. |
Риф-леер |
снасть на прямом парусе, основанная параллельно верхней шкаторине и служащая для привязывания паруса, риф-сезенями при взятии рифов. |
Риф-сезень |
конец, сплетенный из шкимушки. Один конец его имеет очко или кноп, удерживающий его в люверсе паруса. Служит для завязывания паруса, когда берется риф. |
Риф-штерты |
короткие тросы, ввязанные в люверсы и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке на малых парусных судах. |
Рундук |
ящик или ларь; устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей. |
Рым |
металлическое кольцо для закреплёния тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и на фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных. |
Салинг |
деревянная или стальная конструкция, служащая для соединеяия стены и с ее продолжением в высоту – брам-стеньгой, а брам-стеньги с бом-брам-стеньгой и для разноса в стороны брам– и бом-брам-вант. Салинг представляет собой раму из двух продольных брусьев – лонга-салингов двух-трех перекрещивающихся с лонга-салингами брусьев – краспиц и короткого бруса, параллельного краспицам, – чака. |
Свайка |
железный конический гвоздь (иногда изогнутый) с плоской головкой. Служит для пробивания прядей троса и других тажелажных работ. |
Свистов |
тонкий трос, соединяющий наружные концы вымбовок, вставленных в гнезда шпиля. Применяется с той целью, чтобы вымбовки не выскакивали из своих мест, в случае если шпиль начнет вращаться в обратную сторону. Свистов служит также и для того, чтобы можно было больше поставить людей на шпиль, так как последний можно вращать за свистов с тем же успехом, как и за вымбовки. |
Сей-тали |
тали, основанные между двухшкивным и одношкивными блоками. Применяются для обтягивания стоячего такелажа и для подъема грузов. |
Скоба якоря |
скоба, введенная своим болтом в проушину веретена якоря; служит для крепления к якорю цепного каната. |
Слабина троса |
провисание, излишек нетуго натянутой снасти. |
Сплесень |
соединение троса в месте разрыва: место, где сделано сращение оборванного троса. |
Стаксели |
косые паруса треугольной формы. |
Стапель |
сооружение для постройки судна и спуска его на воду. |
Стень-бакштаги |
снасти стоячего такелажа, поддерживающие стеньги. |
Стеньга |
рангоутное дерево, служащее продолжением мачты вверх. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте стеньгам даются дополнительные наименования: на фок-мачте – фор-стеньга, на грот-мачте – грот-стеньга и на бизань-мачте – крюйс-стеньга. |
Стень-ванты |
снасти стоячего такелажа, с помощью которых стеньга удерживается с боков и чуть сзади. |
Стоячий такелаж |
такелаж, который служит для поддержки и укрепления рангоута. |
Стравливать |
ослаблять, выпускать трос или снасть до отказа. |
Стрела грузовая |
приспособление для погрузки и выгрузки грузов. Изготовляется из дерева или металла и оснащается такелажем из стальных или растительных тросов. |
Стренди |
составные части троса, из которых скручиваются тросы кабельной работы. Стренди свиваются из прядей, пряди – из каболок, а каболки – из растительных волокон или из проволоки. |
Строп грузовой |
приспособление для подъема грузов на гаке стрелы или кране. Изготовляется из растительных или стальных тросов. |
Схватка |
временное прикрепление конца троса к его средине с помощью линя или шкимушгара. |
Такелаж |
все снасти на корабле, служащие для крепления рангоута и для управления им и парусами; разделяется на стоячий и бегучий. Первый служит для поддержки и укрепления рангоута, второй – для уборки и постановки парусов, подъема и спуска частей рангоута, грузов и сигналов. |
Тали |
грузоподъемное приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного), соединенных между собой тросом, один конец которого укреплен неподвижно у одного из блоков. |
Талреп винтовой |
приспособление для обтягивания стоячего такелажа, штуртроса, лееров и т. п. |
Таран |
1) выступ в подводной части корабля гребного флота. 2) тактический прием морского боя – удар в борт судна противника своим тараном, в результате которого образовывалась пробоина и судно противника тонуло или выходило из строя. |
Тимберовка |
капитальный ремонт парусного судна. |
Топ |
верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока. |
Топенант |
снасть бегучего: такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля. |
Травить |
выпускать, ослаблять трос или снасть. |
Трап |
так называют на кораблях все лестницы, где бы они ни находились и какой бы-они ни были конструкции. |
Трап-балка |
балка, имеющая вид невысокой поворотной шлюп-балки, снабженная талями. Служит для поддерживания нижней площадки забортного трапа. |
Трекатр |
небольшое парусно-гребное судно, встречавшееся в бассейнах Средиземного и Черного морей. В военное время использовались для перевозки войск. |
Тренд |
место стыка нижних концов рогов и нижней части веретена адмиралтейского якоря. |
Тренцевание |
особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: туго растянутый и смазанный смолой трос обвивают по спуску шкимушгаром, линем или тонким тросом, носящим название "трень", чтобы заполнить ими углубления (борозды) между прядями тренцуемого троса. После этого трень прогоняют по спуску драйком, чтобы она легла вровень и заполнила промежутки между прядями. Это делают для того, чтобы воспрепятствовать скоплению воды в углублениях. |
Тросы |
общее наименование канатно-веревочных изделий. В зависимости от материала тросы бывают: стальные, растительные – из волокон трав и растений (пеньковые, манильские, сизальские, кокосовые и др.), комбинированные (из стальных проволок и растительных волокон), а также из искусственных волокон (капроновые, нейлоновые, перлоновые). На военных кораблях тросы используются для стоячего и бегучего такелажа, для буксирных концов и швартовов, в погрузочных устройствах, в минно-траловом деле, для крепления предметов на коробле, такелажных работ и др. |
Тяжеловес |
1. Грузовое место массой 10 т. и более. 2. Грузовая стрела для подьема грузов массой более 10 т. |
Удама (ундема, удема) |
шведское судно галерного типа с откидными надводными бортами, которые в тихую погоду или в бою опускали для постановки весел или орудий. В свежую погоду борта поднимались.Длина 31 м, ширина 10 м, осадка 1,83 м. Вооружение: 16 пар весел, 10 12-фунтовых пушек. Экипаж 100-110 чел. |
Утлегарь |
рангоутное дерево, служащее продолжением бушприту. |
Утка |
точеная деревянная планка или отливка, закреплённая неподвижно и служащая для крепления тонких тросов, например, флаг-файлов, фалиней. |
Фалинь |
трос, закреплённый за носовой или кормовой рым шлюпки. |
Фалы |
снасти, служащие для подъема некоторых рангоутных деревьев (реев, гафелей), парусов (кливрров, стакселей), флагов. В зависимости от назначения получают дополнительные наименования, например марса-фал, кливер-фал, сигнальный фал и пр. |
Флагман |
(от голландского "vlag" – флаг и "man" – человек) – командующий флотом, эскадрой, флотилией или отрядом кораблей. |
Флагманский корабль |
корабль, на котором располагается флагман со штабом для управления подчиненными силами. |
Фок |
прямой парус, самый нижний на передней мачте (фок-мачте) корабля. Привязывается к фока-рею. |
Фок-мачта |
передняя матча на корабле, т.е. первая, считая от носа к корме. |
Фок-марса-рей |
горизонтальное дерево рангоута, несущее парус марс. |
Фока-рей |
нижний рей на фок-мачте. |
Фордун |
снасть стоячего такелажа, являющаяся креплением стеньг. Нижние концы фордунов крепятся к бортам судна, позади вант. |
Форт |
прибрежная крепость, прикрывающая порт от разбойников, пиратов. |
Фрегат |
1) в парусном флоте – 3-мачтовый корабль с мощным артиллерийским вооружением (до 60 орудий), расположенным на двух палубах.
2) наиболее крупный парусно-гребной корабль гребного флота. Кроме 3 мачт с прямыми (четырехугольными) парусами имел 12-18 пар весел. Артиллерийское вооружение – до 38 пушек. В русском флоте гребные фрегаты были на вооружении с конца ХVП в. |
Фрегат новоизобретенный |
тип фрегата, применявшегося в русском флоте в период русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Имел плоскодонный корпус и поэтому плохие мореходные качества. |
Шебека |
парусно-гребное 3-мачтовое судно с длинным c узким корпусом с широким развалом бортов в носовой оконечности. Такая форма корпуса обеспечивала хорошую мореходность. В русском флоте шебеки появились во второй половине ХУП? в. на Балтийском море, где использовались для военных действий в шхерах и для перевозки войск. Длина до 36,5 м, ширина до 10,2 м, осадка 3,3 м. Вооружение: до 40 весел, 32-50 пушек малого калибра. Малые шебеки назывались полушебеками. |
Швартов |
растительный или стальной трос, с помощью которого судно, закрепляется у причала (швартовный трос). |
Швартовка |
подход и закреплёние судна с помощью канатов (тросов) к причалу, пирсу, стенке или набережной, или к другому судну. |
Швартовное устройство |
шпили, кнехты, клюзы, киповые планки, вьюшки и пр., предназначенные для удержания судна у причала или у борта другого с дна. |
Шканцы |
самый верхний помост или палуба в кормовой части парусного судна, где находились вахтенные офицеры и устанавливались компасы. Позднее шканцами называли часть верхней палубы военного корабля между грот– и бизань-мачтами. Шканцы считались почетным местом на корабле: там зачитывались перед строем манифесты, приказы, приговоры. На шканцах запрещалось садиться и курить всем, кроме командира (капитана) корабля и флагмана. |
Шкаторина |
кромка паруса, обшитая ликтросом. |
Шкафут |
(от голландского "schavot" – стеллаж) – широкие доски, уложенные горизонтально вдоль бортов парусного судна. Служили для прохода с бака на квартер-дек или шканцы. |
Шкентель |
короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъема шлюпок или груза. |
Шкентель с мусингами |
растительный трос, на котором через каждые 30 – 40 сантиметров сделаны кнопы. Служит для лазания вместо трапов, например в шлюпку, стоящую под выстрелом. |
Шкентросы |
короткие веревки, которые одним из своих концов крепятся за люверсы у малых оснований подвеской койки, а другим соединяются у колец, имеющих штерты. |
Шкив |
колесо, сделанное из металла или бакаута, насаженное на ось и имеющее по наружной цилиндрической поверхности желоб (кип) для троса. |
Шкимушгар |
однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки. Обычно свивается из двух или трех каболок. |
Шкот |
снасть, закреплённая за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведённая в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закреплённые за верхние углы аварийного пластыря. |
Шлаг |
петля троса, образующаяся при обнесении его вокруг какого-либо предмета. |
Шлюп |
военный 3-мачтовый корабль с прямыми (четырехугольными) парусами на передних мачтах и косым (треугольным) парусом на бизань-мачте. Использовались для дозорной, разведывательной и посыльной службы, а также как транспортное и экспедиционное судно. Водоизмещение 300-900 т. Вооружение 16-32 орудия. Шлюпка – общее название малого беспалубного мореходного судна. |
Шнява |
небольшое парусное торговое или военное судно, распространенное в XVII в. в Скандинавских странах и в России. Использовались для разведывательной и посыльной службы в шхерах. Имели 2 мачты с прямыми (четырехугольными) парусами. Длина 25-30 м, ширина 6-8 м. Водоизмещение ок. 150 т Вооружение 12-18 орудий малого калибра. Экипаж до 80 чел. |
Шпиль |
большой ворот с вертикальной осью, служащей для подъема якоря и выбирания швартовных концов. |
Штаги |
снасти стоячего такелажа, поддерживающие в диаметральной плоскости вертикальные рангоутные деревья – мачты, стеньги и пр. |
Штандарт |
флаг главы государства,поднимаемый в месте его пребывания.Официально принят при Петре I. |
Штерт |
короткий тонкий трос или линь, применяемый для каких-либо вспомогательных целей. |
Штормтрап |
веревочная лестница с деревянными ступеньками, опущенная по наружному борту или подвешенная к выстрелу и служашая для подьема на корабль. |
Шханечный журнал |
основной официальный документ на судах русского парусного флота. В шханечный журнал непрерывно, с ыомента вступления судна в кампанию, в хронологической последовательности записывались все события, происходившие на судне во время плавания или его стоянки на якоре. В 1869 г. был переименован в вахтенный журнал. |
Шхеры (от шведского "skaren" – скала, помеха) |
скопление в прибрежном районе небольших, в основном скалистых островков, разделенных узкими проливами, надводных и подводных скал и камней. Распространены у берегов Финляндии, Швеции, Норвегии, Шотландии, Канады и др. Ширина шхер до 100 миль. |
Шхуна (от английского "schooner" – шхуна) |
парусное судно, имеющее 2 и более мачты с косыми (треугольными) парусами. Использовались как посыльные суда. Шхуны русского флота имели водоизмещение 100-800 т. Вооружение до 16 орудий. |
Экипаж |
1) личный состав судна. Разделялся на офицеров и команду.
2) береговая воинская часть, входящая в состав флота. |
Энтер-дрек |
небольшой ручной якорь-кошка. При абордаже бросался на неприятельское судно для более надежного сцепления с ним. |
Эскадра |
группа судов, находящихся в совместном плавании. |
Ют |
кормовая часть верхней палубы судна или кормовая надстройка на судне. |
Юферс |
круглый деревянный блок без шкива с тремя сквозными дырами. На старинных парусных кораблях юферсы ввязывались в нижние концы вант. |