|
Краткий морской словарь
Константин Михайлович Станюкович. Из
цикла "Морские рассказы"
А
Аврал — работа на
судне, в которой принимает участие вся команда.
Б Бак — носовая часть верхней палубы до передней мачты (фок-мачты).
Бакштаг — 1) снасть
стоячего такелажа для укрепления с боков рангоутных деревьев;
2) курс корабля, который образует с направлением ветра угол более 90o
и меньше 180o.
Банка — сиденье для гребцов в шлюпке. Баркас — самое большое гребное судно на корабле (от 18 до 24 весел). Баталер — унтер-офицер, заведующий денежным, вещевым и пищевым довольствием. Бейдевинд — курс, самый близкий к линии ветра. Бизань — 1) третья от носа мачта на корабле; 2) косой парус, поднимаемый позади этой мачты
на гафеле. Блокшив — негодное для плавания судно, со снятыми мачтами, превращенное в казарму
для матросов или тюрьму. Боканцы — брусья по борту судна для подвешивания шлюпок. Боцман — старший унтер-офицер, ведающий судовыми работами и отвечающий за чистоту на корабле. Брам — слово, прибавляемое к названиям всех парусов, снастей и
такелажа, принадлежащих брам-стеньге. Брамсель — парус, поднимаемый над марселем. Брам-стеньга — дерево, служащее продолжением стеньги. Брандвахта — судно или береговой пост, несущие охрану рейда или гавани. Брандспойт — переносный насос. Брас — снасть бегучего такелажа, при помощи которой поворачивают реи. Бриг — двухмачтовый парусный корабль. Броненосец — судно, защищенное броней. Буек — поплавок для указания какого-либо места на воде. Бурун — отбой и прибой волн между камнями или у берегов. Бухта снастей — трос или снасти, свернутые кругами. Бушлат — короткое морское полупальто.
Бушприт (бугшприт)
— горизонтальная или наклонная балка, выдающаяся с носа корабля.
В Ванты — пеньковые или проволочные снасти, поддерживающие мачту, скреплены между собою
в виде лестниц более тонкими снастями. Вахта — дежурная часть личного состава на корабле, несущая службу.
Сутки на военном корабле делились на шесть вахт (с 0 до 4 часов, с 4 до 8 часов и т.д.). Вахтенные — матросы, несущие вахту.
Вельбот — быстроходная
шлюпка с острым носом и кормой на пять-шесть распашных весел.
Виндзейль — приспособление для вентиляции, представляющее собою парусиновый цилиндр
с металлическими или деревянными обручами. Вице-адмирал — второй адмиральский чин.
Вымпел — узкий и
длинный раздвоенный на конце флаг, поднимаемый с началом плавания и опускаемый
в конце его.
Г Гальюнщик — матрос, ведающий матросскими уборными. Гардемарин — здесь: воспитанник старших классов морского корпуса. Гафель — наклонное рангоутное дерево, укрепленное сзади мачты и служащее для привязывания
верхней кромки косого паруса. На гафель также поднимают сигналы и иногда флаг. Гитовы — снасти для подтягивания нижней кромки паруса к верхней. "Взять на гитовы" —
подобрать паруса гитовами. Гордень — снасть, проходящая через неподвижный блок и служащая для подъема грузов и
уборки парусов. Грот — 1) вторая мачта на корабле; 2) большой прямой парус на этой мачте. Грот и фок на гитовы — команда к уборке парусов на первой и второй мачтах.
Гюйс — флаг, поднимаемый
на военных судах на носу корабля во время стоянки на якоре.
Д Джонка — мелкосидящее мореходное китайское парусное судно. Док — портовое сооружение, в которое вводятся суда для ремонта. Дрейф — уклонение движущегося корабля от намеченного пути под влиянием ветра или течения.
Дрейфовать — пассивно
двигаться по ветру или течению. Лечь в дрейф — остановить судно, идущее
под парусами. Для этого паруса располагаются таким образом, что одни из
них под действием ветра должны двигать корабль вперед, а другие — назад.
Таким образом, он фактически остается почти на месте.
З Задраить — плотно при помощи задраек (болты с гайками) закрыть люк, иллюминатор и т.п. Зарифленный парус — парус с уменьшенной площадью.
Зюйдвестка — непромокаемая
морская шляпа с широкими полями.
К Камбуз — судовая кухня. Кают-компания — общая каюта для офицеров. Кливер — косой треугольный парус на носу корабля или шлюпки. Клипер — трехмачтовое судно, отличающееся быстрым ходом. Кнехт — металлическая тумба, укрепленная на палубе. Кнехт служит для крепления концов снастей. Комендор — матрос или унтер-офицер, обслуживающий орудие. Контр-адмирал — первый адмиральский чин. Корвет — трехмачтовое военное судно с открытой батареей. Крейсер — военное судно, несущее разведочную, охранную и дозорную службу. Крейсерство — плавание корабля или целой эскадры в каком-нибудь районе с определенным
заданием. Крюйс — слово, прибавляемое к названию снастей, парусов и рангоута, принадлежащих
бизань-мачте.
Кубрик — внутреннее
жилое помещение, в котором располагаются матросы.
Л Лаг — 1) прибор для определения скорости хода судна и пройденного расстояния;
2) борт корабля. Стать лагом — значит стать бортом к волне. Леер — туго натянутый трос, служащий для ограждения открытых мест. Линьки — смоленые веревки с узлом на конце, которые применяли в царском флоте для телесных
наказаний матросов. Лисель — дополнительный парус, который ставится по бокам прямых парусов. Лот — прибор для определения глубины моря. Лоция — руководство для плавания в определенных, чаще близко к берегу расположенных местах.
Люк — отверстие в
палубе для схода вниз.
М
Марс — см. Мачта.
Марса — слово, прибавляемое ко всему, что принадлежит марселю. Марса-фал — снасть, при помощи которой управляют марселем. Марсель — второй снизу прямой парус. Марсовой — матрос, работающий на марсе. Мат — плетеный коврик. Мачта — состоит из двух или трех составных по длине частей: собственно мачты, стеньги и
брам-стеньги. У мест соединения расположены площадки: нижняя — марс, верхняя — салинг.
Мичман — первый офицерский
чин.
Н Норд-вест — северо-запад.
Нок — оконечность
горизонтального или наклонного рангоутного дерева, например: рея, бушприта,
гафеля и т.п.
О Обрасопить реи — повернуть реи в горизонтальной плоскости при помощи брасов.
Обсервация — определение
места корабля на море по береговым предметам или небесным светилам.
П Пассат — ветер с постоянным направлением, дующий из субтропической области к экватору. Перты — веревки под реями, при креплении парусов служащие упором для ног. Подвахтенные матросы — матросы, которые должны вступить на вахту; в
случае необходимости они обязаны помогать вахтенным. Подзор — склон кормы судна над рулем. Подшкипер — помощник шкипера, заведующего инвентарем корабля. Позывные — флаги для распознавания судна.
Полуют — см. Ют.
Потравливать — ослаблять снасть.
Принайтовить — прикрепить.
Р Рангоут — общее наименование всех деревянных приспособлений, предназначенных для несения
парусов. Реи (рея) — горизонтальная перекладина, на которой подвешивается парус. Реи имеют названия по
мачтам и по ярусам. Рейд — часть моря около берега, удобная для стоянки кораблей. Риф — 1) гряда камней, расположенных близко к поверхности воды; 2)приспособление, при помощи
которого можно изменять площадь парусности. Ростры — место на корабле, где устанавливаются крупные шлюпки и где хранятся запасные
части рангоута. Рубка — помещение, находящееся обыкновенно на верхней палубе. Румб — морской компас имеет на круге 32 деления, каждое такое деление называется румбом.
Руслень — площадка
снаружи борта судна.
С
Салинг — см. Мачта.
Секстан — угломерный инструмент. Склянки — песочные часы. До XVII века на кораблях употреблялись песочные часы.
Опорожнение получасовой склянки возвещалось ударом в колокол от одного до восьми раз,
начиная с двенадцати часов. Несмотря на то, что склянки давно вышли из употребления,
выражение "бить склянки", обозначающее получасовой промежуток времени, осталось до сих пор. Стаксель — треугольный парус. Стеньга — бревно, служащее продолжением мачты; смотря по тому, какой мачте принадлежит,
называется фор-стеньга, грот-стеньга, крюйс-стеньга.
Стопор — приспособление,
которым останавливают движение снасти или якорной цепи.
Т Такелаж — общее наименование всех тросовых снастей. Мачты и рангоут удерживаются на своих
местах стоячим такелажем, паруса управляются бегучим такелажем. Тендер — небольшое одномачтовое мореходное судно, несущее дозорную и посыльную службу. Тент — парусина, растягиваемая над палубой для защиты от солнца и дождя. Травить — перепускать понемногу снасть. Транспорт — судно для перевозки грузов. Трап — лестница на корабле. Трисель — косой четырехугольный парус, ставящийся в дополнение к прямым парусам сзади главной
мачты.
Трюм — самая нижняя
часть внутреннего пространства корабля.
У Узел — мера скорости движения корабля. Число узлов указывает на то, сколько морских миль
прошел в течение часа корабль.
Унтер-офицер — младший
командир в царском флоте.
Ф Фал — снасть, служащая для подъема парусов или флагов. Носит название соответственно тем
парусам, для которых назначен (грот-марса-фал и т.п.) Флагман — лицо, командующее эскадрой или группой кораблей. Фок, или фока — слово, прибавляемое к некоторым названиям снастей, парусов и рангоута,
принадлежащим фок-мачте. Фок — самый нижний парус на передней фок-мачте. Фор — слово, прибавляемое к наименованию реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса
фок-мачты. Форт — укрепление для обороны города или порта.
Фрегат — трехмачтовый
военный линейный корабль с полным вооружением.
Ш Шканцы — место для сбора команды на верхней палубе (от грот-мачты до бизань-мачты). Шкафут — часть верхней палубы от фок-мачты до грот-мачты. Шквал — сильный порыв ветра. Шкот — снасть, при помощи которой управляют парусом. Шкуна (шхуна) — небольшое двух- или трехмачтовое судно прибрежного плавания. Шпигат — сквозное отверстие в борту или в палубе для стока воды. Штаг — снасть стоячего такелажа, которая удерживает мачту или стеньгу. Штурвал — рулевое колесо.
Штурман — помощник
капитана, специалист по кораблевождению.
Э Экипаж — часть строевого состава во флоте.
Эскадра — соединение
кораблей.
Ю Юнга — мальчик-ученик, готовящийся стать матросом.
Ют — кормовая часть
верхней палубы. Полуют — задняя, приподнятая часть юта.
Я Якорные стопора — приспособление для удержания на месте якорной цепи.
|
|