Марки

Рис. 56. Марки:
А — простая,
Б — прошивная

        Прежде чем начать работать с тросом — распускать бухту или вязать узлы, надо научиться делать марки, которые служат для предохранения концов троса или снастей от распускания. В зависимости от толщины троса марку накладывают парусной ниткой, каболкой, шкимушгаром или даже линем.
        Простая марка (рис. 56,а) накладывается таким образом: парусную нитку кладут петлей на конец троса и более длинным, свободным концом делают 10—20 шлагов в сторону петли; пропустив ходовой конец нитки в петлю, протаскивают его под шлаги до середины марки, а концы обрезают.
        Прошивная марка (рис. 56,б) делается точно так же, но более длинный из оставшихся после протаскивания конец нитки не обрезают, а, вдев его в иголку, прошивают марку, стягивая ее с двух сторон. Иголку при этом пропускают последовательно под каждую прядь. Прошивная марка не распускается и служит дольше, чем простая.

        Роспуск бухт и хранение тросов

Чтобы распустить заводскую бухту растительного или синтетического троса, ее кладут плашмя или на ребро на палубу, освобождают от упаковки и пропускают внутренний конец сквозь бухту. Трос вытягивают из бухты, укладывают на палубе и попутно, если нужно, измеряют. Укладывать трос в свободную бухту на палубе нужно в соответствии с его выделкой: трос прямого спуска укладывают «по солнцу», обратного спуска—«против солнца». Если при роспуске бухты трос уложить неправильно, на нем образуются калышки, устранить которые можно только раскатывая концы троса в разные стороны.
        Чтобы установить качество растительного троса, надо развернуть его пряди. Если между ними трос имеет светлый цвет, значит, он хороший; если же в середине коричневый оттенок, значит, трос прелый и к употреблению не годен. У лежалого троса при распускании бухты витки плохо распрямляются, сохраняя принятую в бухте форму. Старый лежалый смоленый трос при натяжении потрескивает (смола засохла и ломается) и издает неприятный запах.
        Если из новой бухты необходимо вырубить конец троса, то в месте, где будет сделан надрез, нужно наложить две марки на расстоянии 1,5—2 см Друг от друга и резать трос между ними.
        Хранить новые тросы и на берегу и на судне следует так, чтобы на них не попадала ни дождевая, ни забортная вода, особенно морская: влага, попадающая в сердцевину троса, почти не удаляется оттуда и вызывает загнивание. Поэтому намокшие бухты троса всегда нужно тщательно просушивать, подвешивая или укладывая так, чтобы воздух свободно их вентилировал. Трос, смоченный морской водой, перед просушкой следует скатить пресной водой, чтобы смыть соль,
        Прежде чем пускать в работу новый растительный трос, следует его вытянуть. Для этого его натягивают между отдаленными друг от друга на 3—5 м стойками, подвешивают к нему тяжести и оставляют в таком положении на 10— 12 часов.
        Намокая, растительные тросы значительно сокращаются. Во избежание разрыва намоченных дождем снастей, следует их потравливать; это относится и к фалам парусов, передняя шкаторина которых обликована пеньковым тросом.
        Боятся растительные тросы также кислот, соды, олифы, масляных красок, копоти и высоких температур. Все это надо учитывать при их хранении.
        Стальные тросы выпускают либо намотанными на вьюшки (большие катушки), либо в бухтах. Распустить трос с вьюшки несложно: ее надевают на ось и сматывают трос, оттаскивая его в сторону.
Рис. 57. Роспуск бухт растительного и стального троса.

        Чтобы распустить стальной трос из бухты, сначала освобождают ее от упаковки. Затем ставят на ребро, наружным концом вниз, и раскатывают по палубе, наступая на освобождающийся конец ногой и следя за тем, чтобы на тросе не образовывались калышки (их нужно аккуратно расправлять, а не растягивать).
        Марки на концы стального троса накладывать лучше всего из мягкой отожженной железной или латунной контровой проволоки.
        Стальные тросы можно разрубать зубилом или резать ножовкой. В любом случае на трос предварительно накладывают две марки из прочной нитки (на тонком тросе) или мягкой проволоки на расстоянии двух-трех диаметров троса друг от друга, как это делается на растительном тросе.
        Существует и другой способ — он мало известен: на месте резки сантиметров на пять в обе стороны трос прокаливают (отжигают) до красного каления; как только он остынет, его можно резать или рубить, не боясь, что пряди разойдутся.
        Стальной трос, на котором обнаружен разрыв пряди или более 10% проволок от общего их числа на протяжении погонного метра, не годен. Если в тросе лопнули 2—3 проволоки, их концы надо заправить в середину.
        Если при работе стальной трос в каком-либо месте трется, его следует оклетневать, чтобы не стерлась оцинковка; иначе он заржавеет и придет в негодность.
        Хранят стальные тросы в сухом помещении, предварительно смазав их специальной смазкой, составленной из солидола, нигрола и канифоли.

        Инструмент для такелажных работ

Рис. 58. Инструмент для такелажных работ

        При такелажных работах пользуются следующим специальным инструментом (рис. 58).
        Свайка — основной такелажный инструмент; с помощью свайки раздвигают пряди троса, а также развязывают затянувшиеся узлы. Свайки бывают деревянные и стальные. Деревянную свайку употребляют для работы с растительными тросами. Делается она из ясеня или дуба И представляет собой конусообразный заостренный стержень. У стальной свайки заостренный конец имеет овальное сечение, что облегчает работу со стальным тросом. Вставленная между прядями и повернутая на ребро, она позволяет легче пробивать ходовые пряди. В своем толстом конце свайки имеют отверстие. Сквозь него продевается стропка, которая при работах на мачте или с толстым тросом, когда приходится с усилием вытаскивать свайку из-под пряди, надевается на руку.
        В зависимости от толщины троса меняется и размер свайки: чем толще трос, тем она больше. Некоторые свайки для стального троса имеют на конце канавку для прохода пряди троса при изготовлении сплесней и огонов. Для работы с тонкими стальными тросами удобны свайки, сделанные из срезанной под острым углом стальной трубки, вмонтированной в деревянную ручку.
        Зубило и молоток — употребляются для рубки стального троса или его прядей.
        Драек — веретенообразный стержень из дуба или ясеня с кипом для стропки. Применяется при обтягивании (надраивании) бензелей, клетневки и т. д.
        Мушкель — деревянный молоток цилиндрической формы с длинной ручкой. Служит для сколачивания троса после изготовления сплесней и огонов.
        Полумушкель — отличается от мушкеля короткой ручкой и кипом на рабочей части. Употребляется при клетневании.
        Нож употребляется в основном для обрезания растительного троса и сердечников стального. Он должен быть только складным. Это незаменимый инструмент для яхтсмена, особенно в аварийных случаях.
        Гардаман или платан—парусный наперсток, имеющий свинцовую пластинку для проталкивания иглы при шитье или ремонте парусов. Надевают его на ладонь правой руки.
        Парусные иглы в отличие от обычных, швейных, имеют заострение трехгранной формы.
        Плоскогубцы, пассатижи прямого отношения к такелажному инструменту не имеют, но бывают полезны при работах со стальным тросом.          

Узлы

          Узлы служат для временного связывания растительных тросов, крепления швартовов или буксиров и других судовых работ, когда приходится иметь дело с тросами. Характерные особенности морских узлов — надежность, относительная простота вязания, способность многих из них не затягиваться при нагрузке и легко раздаваться даже намокшими.
        В морском деле каждый узел имеет совершенно определенное назначение. Поэтому яхтсмен должен не только уметь вязать тот или иной узел (даже в темноте), но и твердо знать, в каком случае его применять и как быстро раздать.
        Все узлы можно разделить на три основные группы. В первую группу входят узлы для связывания двух концов между собой; вторая объединяет узлы, применяемые при швартовке и буксировке; третья — это узлы специального назначения (для подъема человека на мачту и т. п.). Для связывания двух концов применяют следующие узлы (рис. 59).

Рис. 59. Узлы для связывания концов

        Прямой узел предназначен для связывания тросов или снастей примерно одинаковой толщины при небольшой тяге. Узел считается правильным, когда концы каждого троса идут параллельно и вместе, а коренные концы направлены прямо противоположно друг другу.
        Рифовый узел употребляется при связывании риф-штертов. Вяжется подобно прямому узлу, но с петлей, которую образует ходовой конец, пущенный в обратную сторону. Он легко и быстро раздается.
        Шкотовый узел применяется при связывании тросов одинаковой толщины, один из которых имеет очко. Вяжется он как прямой узел, но ходовой конец не идет обратно в очко, а пропускается под коренной конец и зажимается им.
        Брамшкотовый узел употребляется в тех же случаях, что и шкотовый, но он более надежен и отличается двойным охватом очка: ходовой конец два раза пропускают под коренной.
        Плоский узел служит для связывания двух тросов разной толщины. На ходовые концы обоих тросов, после того как узел связан, накладывают бензели, иначе он затянется.
        Для швартовки за сваи, кнехты и рымы, а также для буксировки применяются следующие узлы (рис. 60).

Рис. 60. Узлы для швартовки в буксировки

        Штык — простейший узел, употребляемый при креплении швартовов. Ходовой конец троса следует прихватывать к коренному ворсой.
        Штык с двумя шлагами употребляется в тех же целях, но когда необходимо более надежное крепление. Отличается от штыка тем, что ходовой конец обносится или продергивается в рым два раза, образуя таким образом два шлага.
        Рыбацкий штык вяжется за скобы якорей. Он похож на штык с двумя шлагами, но второй шлаг захватывается первым полуштыком.
        Рыбацкий огон — узел, заменяющий обычный огон.
        Буксирный узел служит для крепления буксирного троса на буксируемой яхте за битенг или мачту. При всей простоте он очень надежен и быстро отдается даже на ходу. Ходовой конец буксира обносится вокруг мачты, охватывает шлагом коренной конец и в том же направлении еще раз обносится вокруг мачты. Затем, обвив ходовым концом коренной несколько раз, прихватывают его к коренному.
        Шлюпочный узел применяется при буксировке шлюпок или швертботов за банку. Пропущенный под банку ходовой конец обносится вокруг нее, проводится над коренным концом и вновь пропускается под банку. После этого ходовой конец петлей закладывается под шлаг, опоясывающий банку.
        Узлы, имеющие различное специальное назначение, следующие (рис. 61 и 62).

Рис. 61. Узлы специального применения

        Беседочный узел представляет собой незатяжную петлю. Используется вместо беседки для подъема человека на мачту (отсюда и его название); можно использовать его также вместо огона при закреплении троса на гаке или битенге.
        Двойной беседочный употребляется только вместо беседки. Вяжется подобно беседочному, но конец берется вдвое. Петли делаются разной величины, чтобы в одной человек мог сидеть, а другая охватывала его за спину под мышками.
        Удавка — самозатяжной узел. Он служит для подъема рангоутных деревьев или бревен.
        Удавка со шлагом отличается от простой удавки наличием шлага, препятствующего сползанию узла. Вяжется при буксировке рангоута или бревен.
        Выбленочный узел вяжется посередине рангоутного дерева, когда нужен сильно затягивающийся узел (например, фал за реек паруса). Раньше употреблялся при вязании выбленок на вантах.
        Задвижной штык подобен выбленочному узлу, но имеет еще один шлаг, что делает его более надежным.
        Буйрепный узел служит для крепления буйрепа за тренд якоря. По способу вязания он сходен с выбленочным.

Рис. 62. Узлы специального применения

        Восьмерка вяжется на концах снастей бегущего такелажа во избежание выхлестывания их из блоков, кипок и т. д.
        Стопорный узел употребляется в качестве стопора какой-либо снасти, а также для крепления буксирного троса к перлиню. При вязании узла стопор можно накладывать как против спуска, так и по спуску троса, который необходимо застопорить.
        Гачный узел служит для закладывания толстых концов за гак.
        Двойной гачный узел имеет то же назначение, что и гачный, но используется на более тонких тросах.

С о д е р ж а н и е

1
От авторов
Введение
Парусный спорт в России
2

Парусный спорт в Советском Союзе Парусный спорт за рубежом
Что такое парусный спорт?

3
Классификация парусных яхт
Основные части яхты
Типы парусных яхт
Различия яхт по форме корпуса
4
Различия яхт по типу вооружения
Спортивная классификация парусных яхт
Советская классификация
5
Устройство и вооружение яхты
Корпус
6
Основные детали набора деревянной яхты
Обшивка и палубный настил
Рулевое устройство и шверт
7

Паруса
Рангоут и стоячий такелаж
Бегучий такелаж

8
Дополнительные и штормовые паруса
Дельные вещи и оборудование яхты

Предметы снабжения парусной яхты
9
Такелажные работы
Терминология такелажных работ
Общие сведения о тросах
Выделка тросов
Прочность тросов
10 Марки
Роспуск бухт и хранение тросов
Инструмент для такелажных работ
Узлы
11 Сплесни и огоны
Кнопы
Бензели
12 Клетневание
Некоторые работы с парусами
Некоторые другие такелажные работы
13 Судовые работы
Зимовка судна
Подготовка к ремонту яхты
14 Ремонт корпуса и вооружения
Малярные работы
Спуск на воду и вооружение яхты
15 Уход за яхтой в период навигации
Разоружение и уборка яхты по окончании навигации
16 Основы теории парусной яхты
Требования, предъявляемые к парусной яхте
17 Теоретический чертеж яхты
Глиссирование
18 Ветер
Вымпельный ветер
Основные сведения из теории паруса
19 Управление яхтой в различных условиях плавания
Экипаж и его функции
Одежда яхтсмена
20 Терминология
Подготовка к плаванию
Постановка и уборка парусов
21 Основные правила управления яхтой
Курс бейдевинд
Лавировка
Поворот оверштаг
22 Поворот через фордевинд
Полные курсы
Плавание под спинакером
23 Плавание в свежую и штормовую погоду
Дрейф под парусами
Встреча со шквалом
Отход от места стоянки и подход к нему
24 Отход от бочки и подход к ней
Отход от причала и подход к нему
Съемка с якоря и постановка на якорь
Швартовка
25 Особые случаи плавания
О хорошей морской практике
Тузик
“Человек за бортом!”
Опрокидывание швертбота
26 Аварии и их ликвидация
Буксировка
Оказание помощи судну, терпящему бедствие
Яхта на мели
27 Правила плавания и связи
Правила предупреждения столкновения судов на море
Правила плавания по внутренним судоходным путям РСФСР
28 Зрительные сигналы на речных судах (правила несения огней)
Средства связи на яхтах
Флаг на яхте и правила его несения
29 Что читать яхтенному рулевому
Основные данные килевых яхт
Шкала ветра
30 Шкала волнения
Значения однобуквенных сигналов МСС
Таблица азбуки Морзе