 |
Рис. 37. Сечения рангоута:
А — каплевидная деревянная мачта с лик-пазом;
Б и В — круглые мачты с рельсами под наружные ползуны;
Г и Д — мачты с рельсам под внутренние ползуны,
Е — металлическая мачта с лик-пазом |
Рангоут и стоячий такелаж
Главной
частью рангоута является мачта. Мачты, как и другие части рангоута, могут
быть сплошного сечения и пустотелые. При равной прочности пустотелый рангоут
значительно легче сплошного и поэтому предпочтительнее.
На современных яхтах широко
распространен металлический рангоут из легких сплавов; на больших яхтах
встречается и стальной. Металлический рангоут легче деревянного, не меняет
веса при изменениях влажности, не гниет.
На рис.37 показаны
типовые сечения деревянного и металлического рангоута.
Верхний конец мачты называется
топом, нижний — шпором. Шпор мачты проходит в пяртнерс и опирается
в степс — деревянную или металлическую подушку, укрепленную на
киле яхты. Чтобы мачта не болталась в пяртнерсе, ее расклинивают деревянными
клиньями, а чтобы в щели не протекала вода, покрывают пяртнерс чехлом
в виде рукава — брюканцем, который охватывает мачту верхним обрезом,
а нижним плотно надевается на оковку, окружающую пяртнерс.
На многих современных
крейсерско-гоночных яхтах степс мачты устанавливают прямо на палубе. Благодаря
этому мачта не занимает места в каюте, а поскольку она не опирается на
киль, то обшивка в районе степса не испытывает повышенной нагрузки. В
результате деревянная яхта меньше течет.
Мачта бывает и складной,
то есть может быть положена вокруг оси, закрепленной в пасынках.
Пасынки либо проходят сквозь пяртнерс и своим шпором упираются в степс
(как и обычная мачта), либо крепятся прямо на палубе. Иногда их называют
стандерсами. Складные мачты очень удобны для речных и озерных плавании,
когда приходится часто проходить под низкими мостами, проводами и другими
препятствиями. Убрать и поставить снова такую мачту для хороших матросов
дело 10— 15 минут даже на яхте парусностью 40— 60м2.
Самое толстое место у
мачты находится примерно на середине высоты переднего треугольника. К
шпору и вершине переднего парусного треугольника мачта тоньше на 10—15%,
а к топу— на 40—50%. Естественно, что при топовом стакселе, когда вершина
переднего треугольника совпадает с топом мачты, максимальный диаметр ее
придется на середину, а диаметры у шпора и топа будут одинаковы — 85—90
% максимального. Металлические мачты при вооружении с топовым стакселем
делают просто цилиндрическими.
Стоячий такелаж
состоит из вант, Поддерживающих мачту от изгиба к бортам, штагов,
поддерживающих ее от изгиба назад, и бакштагов, поддерживающих
от изгиба вперед. На швертботах-кэтах, например класса «Финн» и «ОК»,
мачта не имеет стоячего такелажа и под действием ветра на паруса свободно
прогибается.
На бермудских мачтах верхние
концы стоячего такелажа крепят к оковкам особой формы, охватывающим мачту
и закрепленным на ней болтами или шурупами.
Рис. 38. Проводка вант:
А — маленькие швертботы ( класс «Кадет»); Б — гоночные швертботы (классы
М, «Летучий голландец»); В — крейсерские швертботы в малые килевые
яхты с низким передним треугольником (класс «Фолькбот»); Г — яхты
с топовыми стакселями; Д — средние килевые яхты; Е—крупные яхты |
На гафельной яхте верхние концы частей стоячего такелажа
надеваются на мачту заделанными на них петлями — огонами. Огоны
опираются на чиксы — деревянные или металлические заплечики, предохраняющие
их от сползания.
Если на яхте две пары
вант, то верхние называют топ-вантами, а нижние— основными.
Чтобы увеличить угол между мачтой и вантой, топ-ванты часто распирают
краспицами (рис. 38).
Если вант несколько пар
и все они идут нижними концами на палубу, то те, что идут на самый топ
мачты, называют топ-вантами (если мачта имеет стеньгу, то ванты, идущие
с топа стеньги, называют стень-вантами). Дальше вниз по порядку расположены:
верхние ванты, средние и нижние.
Сколько бы ни было пар
вант, самые нижние, идущие прямо на палубу, без краспиц, называют основными.
Топ-ванты всегда проводят в плоскости мачты, а основные — слегка к корме.
Когда основных вант две пары, одну из них проводят несколько впереди мачты.
Если краспиц больше одной
пары, их называют верхние, средние, нижние; если больше трех пар, — по
номерам, начиная снизу (первые краспицы, вторые, третьи и т. д.).
На гоночных швертботах
часто обходятся одной парой вант, проведенных позади мачты и распираемых
краспицами так, чтобы они прогибали мачту вперед. Таким образом, при усилении
ветра уплощается грот.
На бермудских мачтах часто
делают ромбо-ванты, они идут на мачту с самого топа через верхние
краспицы. На рис. 38 показаны различные способы проводки вант.
Штаг, идущий от
вершины переднего парусного треугольника и поддерживающий стаксель, называют
основным, а если нет других, то просто штагом. Если штагов несколько,
то штаг, идущий с топа мачты, называют топ-штагом (на мачтах
со стеньгой штаг, поддерживающий топ стеньги, называется стень-штагом.
Применение этого термина к современным бермудским мачтам, как иногда можно
слышать, ве имеет смысла), штаг, на котором ставится кливер, кливер-леером.
У яхт с бермудским вооружением
топ мачты в большинстве случаев поддерживается еще одним или двумя
ахтер-штагами, идущими на корму судна (рис.39).
Рис. 39. Проводка штагов |
Бакштаги
идут на палубу судна к бортам от того места на мачте, где крепится основной
штаг. Крепят бакштаги таким образом, чтобы их можно было отдавать и выбирать
при смене галса. Для этого нижние концы бакштагов снабжаются талями или
ползунами, которые перемещаются по закрепленным на палубе рельсам или
туго натянутым стальным тросам — шпрюйтам. На современных яхтах
широкое распространение получили быстродействующие рычажные натяжки, или
лебедки, облегчающие работу команды и ускоряющие отдачу и закладывание
бакштагов (см. рис. 51). Такими натяжками иногда снабжают и задние
основные ванты — тогда подветренная ванта ослабляется и не режет грот.
Если бакштагов две пары, то те, что проведены выше стаксель-штага, называют
фордунами; а бакштаги, проведенные ниже основных, — нижними.
На многих современных
гоночных яхтах стоячий такелаж не столько поддерживает мачту от изгиба,
сколько ограничивает этот изгиб. Речь идет о так называемом гибком рангоуте,
стоячий такелаж которого проводится и регулируется так, чтобы мачта имела
возможность прогнуться под действием ветра. Основная роль такого прогиба
— регулирование «пуза» паруса. Чем сильнее ветер, тем, вообще говоря,
меньше должно быть «пузо». А так как прогиб мачты увеличивается с усилением
ветра, то величина «пуза» паруса регулируется как бы автоматически по
силе ветра.
Гибкий рангоут сейчас
применяется почти на всех гоночных швертботах и на многих яхтах, в том
числе и на крейсерско-гоночных.
Рис.
40. Винтовой талреп |
Рекомендуемые размеры
Диаметр троса, мм |
Резьба талрепа |
до 2 |
М5 |
2.5-3 |
М6 |
3.2-4.2 |
М8 |
4.5-5.2 |
М10 |
5.6-6.2 |
М12 |
6.5-8 |
М14 |
У двухмачтовой яхты к названиям частей стоячего такелажа
прибавляется название мачты (например, бизань-ванты, основные грота-ванты,
грота-штаг, фор-топ-штаг, бизань-бакштаг и т. д.). Двухмачтовые яхты часто
имеют еще штаг-карнаки, соединяющие топы мачт.
У иола
и кэча штаги бизань-мачты мешали бы свободному переходу грота с борта
на борт, поэтому передние основные бизань-ванты выносят настолько вперед,
что они заменяют штаги. Ванты
и штаги крепятся к корпусу
Рис. 41. Передвижной вертлюг гика |
на соответствующих оковках — вант-путенсах и штаг-путенсах, надежно
закрепленных на самом корпусе яхты. Натяжение вант осуществляется талрепами
— винтовыми стяжками (рис. 40).
Гик—горизонтальное
рангоутное дерево, к которому одним из способов (рис. 37) крепится
нижняя шкаторина грота (бизани, фока). Гик грота называется грота-гик
(на одномачтовой яхте просто гик) , гик бизани — бизань-гик,
гик фока — фока-гик. Конец гика, упирающийся в мачту, называется
пяткой, противоположный конец — ноком. Пятка гика имеет оковку,
которая входит в вертлюг, позволяющий гику поворачиваться в стороны и вверх.
Вертлюг часто делают передвижным вверх по рельсу (особенно на гоночных яхтах),
чтобы иметь возможность добрать парус, не трогая фала, при помощи галс-оттяжки
(рис. 41).
Если
рифы берут накручивая парус на гик, то для вращения гика применяют машинку
— патент-риф, смонтированную с оковкой пятки.
Рис. 42. Нок гика |
На ноке гика укрепляются оковки для присоединения
гика-топенантов — снастей бегучего такелажа, поддерживающих нок. Шкотовый
угол крепят к ползунку, передвигающемуся по рельсу. Ползун имеет шкив
для грота-шкота, которым растягивается нижняя шкаторина гика. Грота-шкот
крепится на утку или стопор на гике или вяжется вокруг гика.
На крупных яхтах риф-шкентели
проводят через бисы—деревянные планки или оковки со шкивами (рис.
42). На малых яхтах устройство много проще.
Рис. 43. Рейки стакселей |
Блоки гика-шкотов, то есть снастей, посредством
которых управляют гиком, подвешивают к гику на стропах из проволочного
троса или оковках, прикрепленных к гику болтами. Если гик имеет патент-рифы,
тоих подвешивают на открытых бугелях, снабженных роликами. При
взятии рифов гик с наматываемым на него парусом вращается внутри такого
бугеля. Ноковую оковку гика с патент-рифом делают вращающейся вокруг оси
гика; к этой оковке крепят топенанты и, если нужно, подвешивают блоки
гика-шкотов, обходясь таким образом без бугелей.
Гики бывают круглого,
овального или прямоугольного сечения. Самая большая толщина у гика примерно
в середине или ближе к пятке; к концам он суживается процентов на 20—30.
Гики под патент-риф делают круглыми и равного диаметра по всей длине.
Гафель, как и гик,
имеет нок и пятку. Пятка гафеля имеет усы, схватывающие мачту.
Усы могут быть неподвижными или вертлюжными: неподвижные чаще всего делают
из дерева (дуба или ясеня), а вертлюжные — из металла. Поверхность усов,
обращенную к мачте, обшивают кожей, а место на мачте, где они ходят, —
тонкой листовой медью или латунью, предохраняя ее таким образом от износа.
Чтобы усы не соскочили с мачты, концы их соединяют тонким стальным тросиком
— бейфутом. Одним из концов бейфут крепится к усам тонкой пеньковой
снастью такой крепости, чтобы при падении гафеля она рвалась, предохраняя
усы от поломки. На бейфут надевают деревянные шарики — раксклоты,
чтобы он легче ходил по мачте и не царапал ее.
Когда паруса велики по
сравнению с корпусом и не умещаются на нем, с носа выдвигается (выстреливается)
горизонтальное рангоутное дерево — бушптрит. Наружный конец его
называют |ноком, а внутренний — шпором, как у мачты.
Бушприт имеет следующий
стоячий такелаж: ватер-штаг, соединяющий его рок с форштевнем,и
ватер-бакштаги, соединяющие нок с бортами судна. Ватер-штаг отводится
от бушприта краспицей, которая здесь носит название мартин-гика, а
ватер-бакштаги — краспицами, именуемыми блинда-гафелями.
Кроме перечисленных частей
рангоута на яхтах применяют спинакер-гики (для дополнительных парусов
спинакеров), а также рейки стакселей и кливеров (рис. 43). Рейки
стакселей иногда называют стаксель-гиками.
|
|