![]() |
Паруса Паруса
— это главная часть вооружения яхты, ее движитель. Шьют их из отдельных
полос парусины — полотнищ. Швы, соединяющие полотнища, располагаются под
прямым углом к задней кромке — шкаторине — паруса. Треугольный
парус имеет переднюю, заднюю и нижнюю шкаторины, независимо от того, грот
это, кливер, стаксель или иной парус. Четырехугольный парус имеет еще
верхнюю шкаторину.
На рис. 35 и 36 показаны основные части треугольного и четырехугольного гротов. У треугольного паруса различают фаловый, шкотовый в галсовый углы. У четырехугольного грота, имеющего два верхних угла, передний угол называется верхним галсовым, задний — нок-бензельным. Передний нижний угол носит название нижнего галсового, задний, как и у треугольного паруса, — шкотового угла. Для прочности по шкаторинам парус обшивается ликтросом — специальным тросом отлогого спуска. Углы паруса и другие места, подвергающиеся большим нагрузкам, усиливают боутами—накладками из парусины соответствующей формы. Ликтросы и боуты составляют как бы раму, которая препятствует излишнему растяжению паруса. Ликовке (неправильно называть ликтрос ликовкой, как это часто делают. Ликтрос пришивают к парусу. Этот процесс и называется ликовкой) обычно подвергаются передняя, нижняя и верхняя шкаторины парусов, задняя же ликуется только частично (у углов). У передних парусов (стаксель, кливер) чаще всего ликуются только передняя шкаторина и углы, у спинакера — все шкаторины очень тонким стальным тросом. Передняя шкаторина передних парусов иногда ликуется стальным тросом. Штормовые и некоторые дополнительные паруса, о которых речь пойдет дальше, ликуются по всем шкаторинам. Задняя шкаторина грота всегда имеет больший или меньший выгиб наружу — горб, который не может стоять без поддержки тонких деревянных дощечек — лат, вставляющихся в соответствующие карманы. Латы должны входить в карманы плотно, но без излишнего усилия. Карман делают длиннее латы на 2—4 см. Латы могут быть короткими и сквозными. Короткие латы делают тоньше у внутреннего и толще у наружного конца; самое тонкое место у сквозных лат — примерно на одной трети длины от внутреннего конца, чуть толще они у внутреннего и еще толще у наружного конца. Латы делают из упругого и нехрупкого дерева (ясень, сосна, орех и др.) или из слоистых пластиков типа текстолита. Чтобы они не упирались во внутренний торец кармана и надежно поддерживали заднюю шкаторину, внутрь кармана обычно вшивают резиновую полоску, которая оттягивает лату наружу. Сквозными латами можно регулировать в небольших пределах величину и положение «пуза» паруса. Для предохранения задней шкаторины от растяжения внутрь ее кромки пропускают тонкую крепкую снасть— булинь, который можно подтянуть или ослабить — выбрать или потравить, в зависимости от условий работы паруса. Булинь одним концом заделывается около фалового (нокбензельного) угла; другой его конец выходит около шкотового угла. У генуэзских стакселей иногда ставят булинь по нижней шкаторине, чтобы регулировать «пузо» паруса в нижней его части. Поперек паруса, параллельно нижней шкаторине, проделаны ряды люверсов — окантованных отверстий, через которые при уменьшении площади паруса — взятии рифов — пропускаются тонкие
снасти, называемые риф-штертами. Эти ряды люверсов усилены полосками парусины—риф-бантами. В настоящее время сплошные риф-банты применяют редко, чаще — в виде ромбовидных накладок около каждого из люверсов.
Обычно их делают два-три ряда, почему и говорят свзять
два (один, три) ряда рифов», то есть уменьшить парус настолько, чтобы
притянуть к гику второй (первый, третий) ряд риф-бантов. У концов риф-бантов
делают риф-кренгельсы — веревочные петли с заделанными внутрь металлическими
кольцами — коушами. В передний риф-кренгельс продергивается
штык-болт, а в задний — риф-шкентель — снасти, которыми парус
при рифлении притягивают к гику. Кренгельсы также заделываются по углам
парусов.
— шнуровка, продернутая через люверсы по шкаторинам и
охватывающая гик (или гафель); на гафельном гроте таким образом крепится
передняя шкаторина — тогда шнуровку называют слаблинем;
|