Дж. Ховард-Уильямс.     Уход за парусами и их ремонт.

  • Предисловие к русскому изданию
  • Глава 1. Парусная ткань
  • Глава 2. Шитье парусов
  • Глава 3. Уход за парусами
  • Глава 4. Осмотр и дефектация перед ремонтом
  • Глава 5. Типовые ремонтные работы
  • Глава 6. Ремонт деталей паруса
  • Глава 7. Проверка формы паруса
  • Глава 8. Исправление дефектов парусов
  • Глава 9. Изменение размера парусов
  • Приложение А. Оборудование для ремонта парусов
  • Приложение Б. Такелажные работы
  • Приложение В. Переделка парусов
  • ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

           Эта книга написана известным английским писателем Джеремв Ховард-Уильямсом, автором популярных, книг «Паруса», «Паруса гоночных динги», «Учите своих детей парусному спорту» и других.
            Книга «Паруса» получила всемирную известность – она выдержала несколько изданий на английском языке, переведена на другие языки.
            Заслуженным успехом пользуются и другие книги этого автора, в частности книга «Уход за парусами и их ремонт», перевод которой предлагается советским читателям-яхтсменам. Книга посвящена вопросу эксплуатации и ремонта парусов – вопросу сравнительно узкому и, казалось бы, не очень существенному. Что особенно нового можно сказать об эксплуатации и ремонте парусов, да еще в объеме целой книги? Ведь все, вероятно, знают или должны знать, как пришить заплату, зашить распоровшийся шов, наконец, как сложить или помыть парус.
            Однако при всей кажущейся простоте этих работ все-таки следует знать, как и что надо делать в каждом конкретном случае. И вот тут-то с удивлением обнаруживаешь, что ни в нашей стране, ни за рубежом нет (да, кажется, и не было) книги, в которой бы все эти приемы и сведения были собраны воедино, хотя, конечно, в некоторых монографиях, учебниках и журнальных статьях и освещались отдельные вопросы эксплуатации и ремонта парусов. Уже сам факт уникальности такого труда, посвященного данной теме, привлекает к нему внимание.
            Книга дает основные сведения о современных синтетических парусных тканях, некоторых принципах раскроя и формообразования парусов при их изготовлении, хранении парусов и уходе за ними, выявлении дефектов и ремонте парусов, а также о некоторых главнейших приемах исправления формы и типичных такелажных работах при ремонте парусов.
            Все эти сведения хорошо систематизированы и, при всей кажущейся простоте изложенного материала, содержат массу полезной информации (во всяком случае, для рядового парусника). Написана книга простым языком, все приемы изложены очень четко, ясно, а большое количество наглядных иллюстраций помогает уяснить сущность описываемых методов и приемов работы с парусами.
            К несомненным достоинствам книги нужно отнести материалы, где говорится о недостатках синтетических тканей, таких, скажем, как сравнительная недолговечность, слабая стойкость к действию ультрафиолетовых лучей, которых в солнечном свете хватает, и многих других. Ведь многие считают, что современная синтетическая парусная ткань совершенно безупречна и лишена каких-либо недостатков, что, к сожалению, не совсем так (и даже отчасти совсем не так).
            Автор настойчиво предлагает в ряде случаев пользоваться старыми, характерными для парусов из хлопчатобумажных тканей приемами (в частности, заделки люверсов, постановки заплат и т. п.), хотя многие считают, что синтетическая ткань, обладающая значительно большей, чем хлопчатобумажная, прочностью, весьма упрощает способы ремонта.
            В данном случае, как мне кажется, этот «здоровый консерватизм» совсем не лишний.
            Читателю можно также посоветовать обратить внимание на то обстоятельство, что даже хорошо сшитый парус может быть поставлен на рангоуте неверно и таким образом приобрести форму, совершенно не похожую на ту, которую рассчитывал получить парусный мастер при раскрое. Большое внимание автор уделяет вытягиванию парусной ткани по диагонали (или, как еще говорят у нас, по косой нитке). Иногда кажется даже, что такое настойчивое напоминание о вытягивании по косой нитке излишне, не заслуживает столь большого внимания. Однако прислушаться к этим советам стоит, а игнорировать их тем более не следует.
            Может быть, читатели ждут готовых рецептов по покрою парусов, к примеру по величинам выкружек по шкаторинам и закроев по швам, а также по припосадке ликтроса и тому подобным вещам, необходимость которых вроде бы не вызывает сомнений. Автор книги не дает их.
            Здесь надо иметь в виду, что давать такие рекомендации очень затруднительно. Думаю, со мной согласится любой яхтсмен, не один раз перешивавший свои паруса. И вовсе не потому, что тут есть какие-то особые секреты. Просто эти величины настолько зависят от свойств ткани, настройки рангоута, способа ликовки, системы крепления паруса к рангоуту (ползуны или лик-паз) и многих других факторов, что практически невозможно их выразить однозначно.
            В большинстве случаев автор ограничивается скорее методическими, чем узкотехнологическими рекомендациями, и мне думается, что это скорее не недостаток, а достоинство книги, которая, без сомнения, будет с удовольствием прочитана советскими читателями и, думается, окажет им практическую помощь в эксплуатации и ремонте парусов яхт. Н.В. Григорьев, председатель технической комиссии Федерации парусного спорта СССР

    Глава 1. ПАРУСНАЯ ТКАНЬ

           Паруса и ткань, из которой они сделаны,– звенья одной цепи. Поэтому ни одна книга; претендующая на более или менее серьезный разговор о парусах, не может оставить без внимания методы изготовления парусной ткани и некоторые ее свойства. Парусный мастер должен тщательно и с большим пониманием отбирать ткань для вашего паруса. Следовательно, и вам надо разбираться в этом деле как следует, так как от свойств ткани во многом зависит качество парусов. Давайте же рассмотрим некоторые свойства парусной ткани, на которые следует обратить особое внимание.
            СТРУКТУРА ТКАНИ
            Обычно парусную ткань ткут следующим образом: на станине ткацкого станка располагаются нити, образующие основу ткани (продольные), затем нить утка пропускается взад и вперед через основу (над нитью основы, а затем под ней). Полученное переплетение уплотняется сбиванием нитей утка, поперечные нити плотно прижимаются одна к другой, и таким образом нити утка располагаются близко друг к другу. Чем плотнее набивка, тем выше коэффициент укрытия, так как уток заставляет нити основы укладываться волнами (рис. 1).
            Когда натяжение приложено вдоль основы, продольные нити стремятся распрямиться и открывают нити утка, в результате ткань становится более пористой и менее способной удерживать химические наполнители, которые могут быть добавлены. Отдельные нити могут также слегка раскрутиться и удлиниться. Но вытягивание минимально, и большой деформации ткани не происходит. Однако если натяжение приложено под углом к направлению нитей (по диагонали), маленькие квадратики, образуемые переплетением основы и утка, вытягиваются и приобретают ромбовидную форму, причем большая диагональ ромба идет по направлению натяжения, а меньшая поперек (рис. 2). Следовательно, ткань сдвигается под прямым углом к направлению растяжения по диагонали. Вот почему вдоль этой линии образуется складка. В результате вдоль линии натяжения парус приобретает дополнительную полноту и становится более плоским на том участке, с которого была сдвинута ткань. Хорошая ткань должна принимать прежнюю форму после такой нагрузки: как только натяжение снято, она должна тотчас же восстановить свою первоначальную форму. (Более подробные сведения о парусных тканях можно найти в сборнике «Катера и яхты" № 2 (78) за 1979 год (стр. 42), где опубликован перевод главы из другой книги этого же автора – «Паруса» (прим. переводчика).
                   ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТКАНИ
            Паруса, скроенные самым наилучшим образом, не долго останутся хорошими, если они сшиты из плохой ткани. Хорошей парусной тканью считается ткань, отвечающая следующим требованиям:
            1. Ткань должна допускать частичное регулирование формы при натяжении во время настройки.
            2. Модуль упругости ее должен быть высок, иначе говоря, ткань должна обладать большой сопротивляемостью удлинению при малых нагрузках.
            3. Ткань должна быть формоустойчивой, т. е. должна восстанавливать форму после того, как была подвергнута воздействию нагрузки.
            4. Устойчивость при растяжении должна быть высокой: ткань должна поглощать энергию, т. е. выдерживать ударные нагрузки и демпфировать их.
            5. Ткань должна быть воздухонепроницаемой, т. е. не пропускать воздух с одной стороны на другую через переплетение нитей.
            6. Ткань не должна впитывать воду ни через переплетение нитей, ни в саму нить.
                 7. Поверхность ткани должна быть гладкой, поскольку тогда уменьшается сопротивление трения.
            8. Ткань должна обладать достаточной химической устойчивостью, не должна слишком быстро разрушаться под воздействием ультрафиолетовых лучей, промышленного дыма, грязи и т. п.
            Полиэфирная парусная ткань (терилен, дакрон, тергал, даже лавсан – в разных странах ее называют по-разному) не подвергается воздействию воды и многих химикатов. Она прочна, не сильно тянется, не впитывает воду и может быть соткана достаточно плотно, чтобы обеспечить гладкость и воздухонепроницаемость.
            Можно сказать, что это идеальная парусная ткань, и мы будем недалеки от истины. Однако если грязь или соль попадут в переплетение, они изотрут нити. Кроме того, при наличии сырости вокруг этих мест ткань поражается милдью (особого рода плесенью, как бывает на стекле в аналогичных условиях). И наконец, при продолжительном воздействии солнца или промышленного дыма материал ослабляется настолько, что в экстремальных обстоятельствах может рваться как бумага.
            Эффективность работы парусов в значительной мере зависит от способа переплетения нитей в ткани. Как мы уже говорили, если они слабо натянуты на ткацком станке и не сбиты плотно одна к другой после каждого прохода челнока, ткань получится редкой, пористой и сильно тянущейся. Задача заключается в том, чтобы получить плотную ткань, которая ткется под большим натяжением нитей утка с плотно сдвинутыми одна к другой поперечными нитями. Даже самая плотная набивка на самых современных ткацких станках не может дать переплетения, которое обладало бы достаточной плотностью, без дальнейшей обработки. Поэтому прямо с ткацкого станка ткань идет на окончательную обработку. Во время такой обработки ткань промывают и высушивают.
            Иногда в нее добавляют химические или смоляные наполнители, от которых она становится более жесткой и меньше тянется, а затем подвергают термической обработке для усадки материала и прокатке между нагретыми валками, в результате чего отдельные нити связываются вместе. Смоляные наполнители могут первоначально придать хороший внешний вид рыхлой ткани, но они делают поверхность твердой, и если они растрескаются и выкрошатся, то ткань быстро разрушится.
            Наилучшее решение – плотно сотканная ткань, которая почти не нуждается в химической обработке и дает мягкую, эластичную поверхность. Однако паруса некоторых динги и малых монотипов кроят таким образом, что для придания формы им не нужна дополнительная вытяжка. Такие паруса хорошо стоят, даже если изготовлены из жесткой ткани, но в этих случаях необходимы меры предосторожности для защиты их от повреждений при частом складывании.
           ВЫТЯГИВАНИЕ ПО ДИАГОНАЛИ
            Как видим, вытягивание по диагонали (по косой нитке) играет большую роль при изготовлении парусов. Такое вытягивание может быть использовано для перемещения «пуза» паруса в нужное место; но оно может сыграть и злую шутку с формой паруса, если его не удерживать в надлежащих пределах. Это является основной причиной того, что задние шкаторины приносят много беспокойства, когда недостаточно усилены подшивкой или хотя бы лентой. Если основа полотнища отклоняется от прямого угла к задней шкаторине всего на 5° и шкаторина не имеет усиления, этого достаточно, чтобы вызвать вытягивание по диагонали.
            Поэтому при ремонте очень важно учитывать направление нитей в ткани. Необходимо, чтобы направление нитей, в заплатах или усиливающих элементах было параллельно направлению нитей в ткани паруса, чтобы тянулись они одинаково. Так как способность ткани вытягиваться изменяется в зависимости от структуры ткани, т. е. от расположения более тонких нитей, определяющих переплетение, количества химических наполнителей и веса самой ткани (более тяжелая ткань, естественно, меньше тянется), важно также, чтобы всякие заплаты делались из ткани, по весу и структуре приближающейся к ткани, из которой сделан парус.
            ВЕС ТКАНИ
            В Англии парусную ткань различают по весу (в унциях) каждого квадратного ярда ткани. В США за удельный вес принимается вес одного ярда ткани при ширине 28,5 дюйма, т. е. вес погонного ярда в унциях. В результате для такого же материала получается цифра примерно на 20% меньше, чем в Англии (1 ярд равен 0,9144 м, 1 кв. ярд равен 0,836 кв. метра; 1 унция равна 28,35 г; 1 дюйм равен 25,4 мм. Ширина ткани 28,5 д соответствует ширине 0,724 м. Следовательно, для перевода мер веса ткани в метрическую систему мер надо знать, что 1 унция на кв. ярд равна 33,91 г/м2, 1 унция на ног. ярд равна 42,82 г/м2 (прим. переводчика). Следовательно, при оценке материала надо знать, по какой системе взят его вес – по английской или американской. В странах, где принята метрическая система мер, вес определяется количеством граммов на квадратный метр (рис. 3).
            На рис. 4 показан сравнительный масштаб перевода весовых характеристик ткани из одной системы в другую. Например, если вес материала для грота и стакселя динги составляет 4,5 унции на квадратный ярд, то по американской системе этот вес эквивалентен примерно 3,5 унции на погонный ярд, а по метрической системе – 150 граммам на квадратный метр (г/м2).