|
ПРЕДИСЛОВИЕ
На
протяжении многих веков, с момента зарождения морского судоходства, беспощадность
морской стихии направляла человеческую мысль на совершенствование конструкций
корпуса судна, его механизмов, приборов судовождения, картографии, а также
на изучение гидрографии, метеорологии и других наук, относящихся к мореплаванию.
Но и в наше время радио,
телеграф и пресса приносят печальные сообщения о различных катастрофах
на море. Суда горят, взрываются, разламываются на части, сталкиваются,
тонут…
Данные официальной статистики
аварийности мирового торгового флота свидетельствуют, что ежегодно в среднем
гибнет 350 – 400 судов, общий тоннаж которых составляет 600 – 800 тыс.
рег. т. Причины их гибели различны – от случайного попадания молнии и
до злого умысла. Но наиболее частые из них – это действие морской стихии,
столкновения, потеря остойчивости, посадка на мель, пожары и взрывы на
борту.
На первый взгляд кажется
странным и нелепым, что в век грандиозных успехов науки и техники судно
может стать жертвой стихии, столкнуться в океане с другим судном, опрокинуться,
сгореть или выскочить на подводные камни.
Пояснению обстоятельств,
которые привели к авариям, почему и как они произошли, и посвящена предлагаемая
вниманию читателя книга Льва Скрягина.
Его имя знакомо морякам
по его книгам "История якоря", "По следам морских катастроф",
"Сокровища погибших кораблей", "Тайна Летучего Голландца",
"Книга о якорях" и многочисленным очеркам в журналах "Вокруг
света", "Техника – молодежи" и "Морской флот".
И хотя он не является профессиональным моряком, но совершил три кругосветных
плавания, достаточно хорошо знаком с эксплуатацией зарубежного торгового
флота.
Книга представляет собой
сборник очерков о наиболее тяжелых в истории торгового судоходства катастрофах
на море. По замыслу автора она является своеобразным продолжением его
книги "По следам морских катастроф", выпущенной издательством
"Морской транспорт" в 1961 и 1965 гг.
Помимо описания отдельных
случаев гибели торговых судов в книге рассматриваются их причины – перегрузка
судов, столкновения, недостаточная противопожарная безопасность, нарушение
или незнание правил перевозки морем взрывчатых веществ. Автор пишет о
капиталистической системе страхования, загадочных исчезновениях судов
и их экипажей в море, об умышленном уничтожении судов и о некоторых опасных
для мореплавания районах.
Книга написана на основе
документальных данных. Прочитав ее, читатель убедится, что морская стихия
и в наше время таит в себе опасность трагических происшествий. И человек
обязан с этим считаться, противопоставляя ей, для обеспечения своей безопасности,
накопленный веками опыт и используя все технические достижения в области
судоходства.
Читатель также увидит,
что причиной большинства морских катастроф, нашумевших в свое время, оказались
не ураганы, рифы и туманы с айсбергами, а сами люди, допустившие ошибку
или при проектировании и постройке судов, или при управлении ими.
В книге нет авторского
вымысла, все имена, названия судов, даты и координаты – подлинные. Повествование
ведется на основе таких документов, как судебные дела, доклады следственных
комиссий, рейсовые донесения капитанов, отчеты экспертов, разбиравших
ту или иную катастрофу, статистические отчеты страховых и классификационных
обществ.
Некоторые факты и подробности
катастроф заимствованы у отечественных и зарубежных авторов – писателей-маринистов
и исследователей в области аварийности торгового флота зарубежных стран,
работы которых перечислены в списке использованной литературы.
Среди сотен книг и исследований
в области истории аварийности торгового флота, которые пришлось проанализировать
автору, самыми достоверными и точными можно считать те, которые принадлежат
перу таких известных исследователей, как Линдсей, Вильсон, Чаттертон,
Локхарт, Лаббок, Мастерс, Дэвис, Барнаби, Рашбрук и Виллиерс. Однако и
они в определении причин той или иной катастрофы нередко противоречат
друг другу, придерживаясь каждый своей точки зрения. В таких спорных случаях
автор счел целесообразным привести в тексте несколько версий причин катастрофы.
Сами по себе события
и факты, с которыми автору пришлось столкнуться в своей работе, настолько
интересны, впечатляющи, а иной раз почти невероятны, что он не счел нужным
в своем повествовании прибегать к каким-либо художественно-литературным
средствам. Единственное, что он себе позволил, – это в некоторых местах
книги дать отдельные сюжетные линии при описании событий.
В книге Льва Скрягина
рассматриваются десятки случаев катастроф торговых судов капиталистических
стран. А как известно, капиталистический морской транспорт представляет
собой ту область, где с особой силой и резкостью выступают основные противоречия
капиталистического строя. Жажда наживы, отчаянная конкурентная борьба
и сейчас характеризуют деятельность многих владельцев зарубежных судоходных
компаний. При капитализме имеется широкая возможность для разного рода
злоупотреблений и спекуляций на безопасности плавания торговых судов.
Часто судовладельцы не
желают тратить денег на модернизацию и ремонт старых судов. В современной
практике капиталистического судоходства это – обычное явление. За последнее
время очевидными стали тенденции экономии средств на подготовке экипажей
судов капиталистических судоходных компаний, порочность существующих правил
эксплуатации судов и изъяны в их конструкции.
Самонадеянность капитанов
и их помощников при иногда весьма невысокой их квалификации, грубое нарушение
ими Международных правил предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72),
правил перевозки грузов морем и пренебрежительное отношение к обучению
команд навыкам борьбы за живучесть судна нередко приводят к катастрофам
с большим числом человеческих жертв.
Ожесточенная конкурентная
борьба между судоходными компаниями заставляет их пренебрегать мерами
безопасности и требовать от капитанов судов в любых условиях своевременного
прибытия в порт назначения, даже в том случае, когда это ставит под угрозу
жизнь пассажиров. Ведь судовладельцы озабочены не столько судьбой пассажиров,
сколько размером прибыли.
В книгу вошли, конечно,
не все случаи крупнейших катастроф на море. Это объясняется тем, что или
о них уже рассказывалось в книге "По следам морских катастроф"
или они выходят за рамки выбранной автором темы.
Не рассмотрены, в частности,
случаи гибели судов в результате навигационных ошибок, перелома корпуса,
а также катастрофы танкеров и военных кораблей. Это автор предполагает
сделать в дальнейшем.
Предлагаемая книга представляет
несомненный интерес для моряков советского торгового флота. К числу ее
достоинств следует отнести также и то, что такие темы, как история грузовой
марки, Британского страхового Ллойда, история Международных правил предупреждения
столкновения судов в море и некоторые другие, в отечественной литературе
так подробно публикуются впервые.
Надо заметить, что книга
сослужила бы плохую службу читателю и советскому морскому флоту, если
бы после ее прочтения у читателя возникло или обострилось недоверие к
морю, к своей безопасности в качестве пассажира или члена экипажа судна.
Человечество страдает
в больших масштабах от происшествий на сухопутных дорогах, которые происходят
ежедневно и ежечасно. Сравнительно редкие же катастрофы на море обычно
привлекают внимание общественности вследствие их необычности, а порою
и загадочности.
Современные суда советского
флота оснащены новейшим оборудованием, и средства их безопасности, естественно,
не могут идти ни в какое сравнение с судами, о которых рассказывается
в книге. Однако, как уже говорилось, и в наше время аварии и даже катастрофы
на море вследствие разных причин случаются нередко.
Описание раскрытых и
нераскрытых тайн морских катастроф не только вызовет интерес у читателей,
но и послужит поучительным примером для моряков.
Надо сказать, не все
главы книги поучительны, например глава "Тайна "Марии Целесты"
проста занимательна, но все читаются с неослабевающим интересом и расширят
кругозор тех, кто интересуется морем.
И хотя в книге описывается
немало случаев гибели торговых судов далекого прошлого, которые в наше
время уже забыты, однако их место в книге вполне оправдано, если вспомнить
высказывание выдающегося советского кораблестроителя академика А. Н. Крылова:
"Великий математик всех времен и народов Ньютон в одном из знаменитейших
своих сочинений говорит: "При изучении наук примеры не менее поучительны,
нежели правила". Эти слова относятся в равной мере ко всякому делу,
поэтому описание бывших аварий, критический разбор их причин, широкое
и правдивое о них оповещение могут способствовать предотвращению аварий
или, по крайней мере, способствовать устранению повторения аварий, уже
бывших ранее".
Начальник штурманской
инспекции В/О "Мореплавание" Министерства морского флота, капитан
дальнего плавания В.X.Качаев
|
|