Приложение 6. Гибель яхты "Морнинг Клауд".

        Трагическое происшествие в ночь на 2 сентября 1974 г. с яхтой Эдварда Хита "Морнинг Клауд" повлекло за собой гибель двух яхтсменов. Я привожу здесь его описание потому, что этот пример позволяет многому научиться и многое понять.

"Морнинг Клауд", сконструированная Спаркманом и Стефенсом, имела наибольшую длину 13,5 м. На этой яхте Э.Хит участвовал в гонках на Адмиральский кубок 1973 г. Яхта была отформована из многих слоев гондурасского шпона красного дерева и считалась очень прочной и хорошо оснащенной во всех отношениях.

         После окончания успешной недельной регаты она, как обычно, направлялась из Бернема в Каус. Экипаж яхты состоял из семи человек, капитаном был Дон Блевет. Все, кроме одного, уже совершали подобные плавания.

         "Кас Тэт IV" (стандартная фиберглассовая яхта класса "Свон-41") проделала тот же переход кратчайшим путем через эстуарий Темзы. Во время шторма она шла со скоростью 6-7 узлов под глухо зарифленным гротом и штормовым стакселем и достигла укрытия острова Уайт без происшествий.

         "Морнинг Клауд" медленно, но уверенно шла к намеченной цели. Дон Блевет не торопился, он, несомненно, чувствовал ответственность за судьбу яхты. Яхта шла самым безопасным путем - восточнее эстуария Темзы, рифы на ней брались чуть раньше, чем необходимо.

Рис. 57. Синоптическая карта за 22.00 2 сентября 1974 г. (за час до первого удара волной яхты "Морнинг Клауд").

Причиной исключительно плохой погоды в конце плавания явился глубокий циклон, который двигался в пролив Св. Георга. 2 сентября в 4 часа по летнему времени центр циклона находился между островами Силли и Ирландией, а в 19.00 - у побережья Уэльса. Он перемещался на северо-восток и позднее вызвал крепкие и штормовые ветры на востоке Ла-Манша, однако на сравнительно небольшом расстоянии сила ветра была очень различной. Наихудшие условия отмечались на мысе Бичи-Хед и маяке Ройал-Соврин (рис. 57). За час до первого удара (о котором пойдет речь ниже) "Морнинг Клауд" находилась примерно посередине между маяком и мысом Сент-Катеринс-Пойнт.

В 23.00 на маяке отмечен ветер силой 10 баллов, а на мысе - 8.

         "Морнинг Клауд" и "Кас Тэт" сообщали о ветрах скоростью 45-50 узлов, при переводе вымпельного ветра в истинный получаем 43-47 узлов, т. е. 9 баллов.

         По прогнозу в районе острова Уайт ожидались ветры силой 6-8 баллов, местами шторм 9 баллов и временами сильный дождь.

         Однако вернемся к "Морнинг Клауд". В 18.00 яхта находилась немного западнее Брайтона. Капитан Блевет, опасаясь ухудшения погоды, приказал еще раз уменьшить парусность. Вначале опустили малую геную, но штормовой стаксель не поставили, так как не могли его найти. Капитана это не беспокоило, поскольку он не хотел рисковать людьми и посылать их на узкий бак при встречном ветре. Грот глухо зарифили, оставив только его третью часть. Судно было готово к встрече со штормом. С уменьшенной парусностью скорость упала до 4-5 узлов, относительно дна она была существенно меньше из-за неблагоприятного восточного приливного течения, которое должно было смениться около полуночи.

         Хорошо, что парусов было мало, так как примерно через час ветер усилился до 7-9 баллов и море стало чрезвычайно бурным. Порывы ветра сдували вершины волн, видимость ухудшилась, море шумело.

         К вечеру появились вспышки буя Ауэрс. Ветер усилился до 40-50 узлов (9 баллов) с сильными порывами. В бушующем море "Морнинг Клауд" хорошо управлялась под одним глухо зарифленным гротом. Люк над сходным трапом был закрыт, но яхта забирала так мало воды, что перед входом не понадобилось ставить съемный щиток.

         В 22.00 вахту приняли очень опытные яхтсмены Найджел Камминг и Гарднер Сорум. Джерри Смит, штурман предыдущей вахты, лег в узком проходе у сходного трапа и вскоре задремал. Три человека, включая Кристофера Чадда, самого молодого из членов экипажа, отдыхали в салоне, Дон Блевет разбирал парусный ящик. Все шло прекрасно до 23 часов, того рокового часа, когда гигантская волна сильно ударила "Морнинг Клауд" в левый борт и нанесла значительные повреждения. Однако яхта быстро вернулась на ровный киль.

         Джерри Смит, которого залило водой, мгновенно проснулся и увидел, что Гарднера тащит по воде за спасательный конец. Он закричал: "Человек за бортом!" На палубу выскочили Боб Тэйлор и Барри Кенилуорт. Дон Блевет задержался у трапа, чтобы запустить двигатель. В темноте, на сильном волнении понадобилось около пяти минут, чтобы вытащить Гарднера из воды через транец в кокпит. И только тогда обнаружили, что нет Найджела Камминга. Его спасательный конец оборвался. Боб Тэйлор взял штурвал и повернул при работающем двигателе (при повороте фордевинд можно было сломать гик), который вскоре заглох. "Морнинг Клауд" шла обратным курсом, а на палубе четверо людей пытались в темноте, среди обрушивающихся волн, разглядеть Найджела Камминга.

         Дон Блевет спустился вниз и обнаружил несколько треснутых палубных бимсов и около фута воды выше пайол. Он выставил антенну через форпик и пытался передать сигнал бедствия, но передатчик не включился. Тогда он попытался запустить сигнальную ракету. Первая и вторая ракеты не сработали, а третья из-за сильного ветра пошла горизонтально.

         За предполагаемым местом удара волной и падения Найджела развернулась и пошла опять на запад, продолжая поиски. В это время Кристофер Чадд поднялся в кокпит. На нем был надувной спасательный жилет, но не было спасательного конца. Ему закричали, но из-за шума ветра и волн он, видимо, не расслышал предупреждения.

         В этот момент другая огромная волна ударила "Морнинг Клауд". На этот раз топ мачты ушел глубоко под воду. Яхта, как казалось, несколько долгих секунд лежала на боку, и вода каскадами стекала через входной люк и большой форлюк, крышку которого унесло, как только сломалась задрайка. Затем яхта внезапно выпрямилась.

         Волна смыла Кристофера Чадда за борт. Он плыл на расстоянии каких-нибудь 20 м. Боб пытался бросить спасательный буй - буйреп зацепился за подножку для рулевого. Тогда попробовали бросить линь, но Кристофер уже исчез в хаосе волн.

         Волной краспицы развернуло на 45°, главный компас исчез. Крышка рундука кокпита левого борта была сорвана, а вместе с ней и шестиместный плот. Были сломаны комингс рубки подветренного борта и леерные стойки. Внизу еще несколько бимсов треснули, некоторые раскололись, некоторые полностью оторвались от палубы. Воды было почти по пояс, значит, она попадала вниз не только через люки.

         У Дона Блевета была сломана лопатка и три ребра, причем одно прошло в легкие. У Гарднера Сорума тоже были сломаны три ребра и правая рука в трех местах. У Джерри Смита был сломан один позвонок и три позвонка сместились. Из семи человек, вышедших в море накануне, только двое не получили тяжелых травм. Жизнь пяти человек была под угрозой. Дон Блевет опасался, что еще одна такая волна потопит яхту. Он приказал покинуть ее. За борт был спущен четырехместный плот, сделать, это было несложно, так как "Морнинг Клауд" уже сидела в воде на уровне фальшборта.

         Пятерым дрейфующим к берегу на четырехместном плоту ночью в сильный шторм трудно рассчитывать на удачу. Потом Дон рассказывал мне, что почти не надеялся на спасение. Но их счастье, что они оказались на четырехместном плоту вместо шестиместного. Вес пяти человек погрузил плот и создал дополнительное сопротивление. Они тащили плавучий якорь, который замедлял скорость и придавал устойчивость на попутном волнении, а тент работал как парус. Через некоторое время волны стали меньше, но из-за качки началась морская болезнь.

Под действием ветра и прилива плот дрейфовал к порту Шорем-бай-Си. В 5 часов утра была запущена ракета, больше запустить ракет не удалось, поскольку они намокли. Плот могло выбросить на волнолом, но примерно в это время ветер повернул и начался восточный прилив, поэтому его понесло вдоль побережья на восток. Он попал в прибойную зону примерно в 400 м от берега. Первый бурун опрокинул плот и людей выбросило в воду, но их спасательные концы были пристегнуты к плоту Следующая волна выпрямила плот, и двоим раненым помогли забраться на него. Дон Блевет (несмотря на травмы) и еще двое остались в воде и плыли, толкая плот к берегу. Наконец он коснулся дна, и люди на берегу бросились на помощь в воду. Это произошло в 7.33, затем прибыла карета скорой помощи и отвезла всех в больницу.

         Сразу же была объявлена тревога. Спасательные катера из Шорема, вертолет и легкий катер начали интенсивные поиски "Морнинг Клауд". Но кроме выброшенного на берег куска комингса с названием яхты в это утро ничего не нашли. Только через неделю 10 сентября в газетах сообщили, что в двух милях от Шорема сети двух небольших траулеров на глубине около 12 м зацепились за препятствие. Шкипер рыболовной лодки, опустившись под воду в акваланге, обнаружил, что это остов поврежденной яхты. Он привязал концы к корпусу, и остов отбуксировали к гавани, подняли и закрепили на буях. Это оказалась "Морнинг Клауд" (фото 22) - у нее не было почти половины обшивки правого борта, мачты, киля и двигателя. Уцелела разве что обшивка левого борта. В носу за форлюком образовалась воздушная пробка, которая вместе с оставшимся деревом обшивки создавала нейтральную плавучесть, что и позволило отбуксировать яхту в Шорем.

         Существует много предположений о причинах столь серьезных повреждений. По моему мнению, покинутая яхта дрейфовала к берегу, заполняясь водой, пока наконец не попала туда, где ее нашли. Яхта лежала на боку целую неделю, ее постоянно било о дно, чем и объясняются обнаруженные повреждения.

         Вернемся к положению "Морнинг Клауд" в момент удара первой большой волной. На приливе "Морнинг Клауд" так же, как "Кас Тэт IV", отдрейфовала немного на север, и по левому борту был прекрасно виден светящийся буй Ауэрс. Это подтверждают два очень опытных члена экипажа. Судя по навигационной карте "Морнинг Клауд" находилась на глубине 22 м с учетом высоты прилива. По мнению Лоуренса Дрейпера, на такой глубине волны почти не искажены дном, поэтому необычно высокая волна или группа волн образовалась при наложении волновых составляющих. Пример такой волны у плавмаяка Донт приводится в приложении 2. Две волны, ударившие "Морнинг Клауд", вероятно, были ненормальными как по высоте, так и по крутизне. Они похожи на ненормальные волны, о которых говорилось ранее. Обрушивающийся гребень такой волны подхватывает яхту и буквально бросает ее в ложбину, нанося повреждения при ударе о воду. Такой случай произошел с Хамфри Бартоном в 1950 г. на "Вертью XXXV", так было с другими яхтсменами. Однако у яхт старой постройки повреждения обычно ограничивались разбитыми окнами рубки и треснутой крышей. У "Морнинг Клауд" был поврежден корпус.

Выводы

         На следствии были всесторонне рассмотрены причины аварии и с Дона Блевета была снята всякая ответственность за гибель яхты и двух членов экипажа.

         Подветренный берег. Поскольку "Кас Тэт" проделала тот же путь, без повреждений, я считаю, что обеим яхтам было бы безопасней сразу же после буя Ауэрс идти в сторону моря. Авария подтвердила справедливость рекомендации Королевского океанского яхт-клуба (данной после шторма 1956 г. в проливе Ла-Манш): "Безопаснее находиться в открытом море вне зоны влияния дна, где … у яхты больше шансов остаться невредимой".

         Спасательные плоты. Успешный переход на четырехместном плоту при сильном волнении, а потом через прибойную зону, безусловно, доказывает ценность спасательных плотов, имеющихся на яхтах. Пятеро людей обязаны ему жизнью. Крепление тента с помощью шнура не совсем надежно, часто приходилось держать тент руками, и все же под тент попадало много воды.

         Страховочные пояса. Обрыв троса на спасательном поясе стоил жизни одному члену экипажа. Сообщалось и о других повреждениях страховочных поясов, концов и карабинов. Видимо, в экстремальных ситуациях прочность на разрыв должна быть больше принятой. Во время следствия было установлено, что оборванный трос не удовлетворял требованиям Британского комитета стандартов и не был штатным. Страховочные пояса, принадлежности и концы должны соответствовать принятым стандартам.

         Сигнальные ракеты. Некоторые ракеты не сработали из-за сильного ветра и влажности. Это не явилось причиной гибели людей, но не позволило подать сигнал бедствия.

         Носовые люки. На современных океанских гоночных яхтах носовые люки должны быть большими, чтобы облегчить быструю смену парусов. В сильный шторм на "Кас Тэт" одна задрайка сломалась, а остальные не держали. В обычных условиях это повреждение легко устранить, но в шторм на баке работать опасно. На "Морнинг Клауд" крышка была сорвана второй волной, и отверстие площадью примерно 1 кв. м оказалось открытым для всех волн. Необходимо использовать более прочные крепления.

         Помпы и насосы. Из небольших трюмов яхт трудно полностью откачать воду, поскольку она перетекает с борта на борт, и насосы могут работать только тогда, когда приемное отверстие полностью погружено в воду. Батч Далримпл-Смит заметил по поводу опрокидывания яхты "Сейула II": "Лучшим трюмным насосом являются ведра в руках перепуганных людей".

         Замечание. То, что помимо всех остальных аварий, упоминающихся в книге, я отдельно описал гибель яхты "Морнинг Клауд", не должно вызывать тревогу у читателя. Я еще раз подчеркиваю, что такие происшествия чрезвычайно редки и их количество несопоставимо с бесчисленными успешными переходами яхт, совершаемыми во всем мире.

Содержание