Неустойчивые ветры

  Компас помогает обнаружить изменения направления ветра, но можно решить задачу и без него. Большинство рулевых легко могут определить изменение направление ветра от 1 до 9. Но предположим, что он изменился от 1 до 5. Другими словами, перешел от обычного колебания относительно среднего направления в одну из сторон. При этом изменении менять галс не нужно, потому что 5 – направление генерального курса и на нем оба галса равноценны. Кроме того, ветер может вернуться, скажем, в положение 3, и вы потеряете на этом. В итоге вы задергаетесь.
        Менять или не менять галс при изменениях ветра, скажем, от 4 до 6 или от 3 до 7? Решение этого вопроса полностью зависит от характеристик судна и длительности нового направления ветра. Например, на швертботах с трапецией следует менять галс только при больших изменениях направления ветра и не следует – в пределах от 4 до 6. Если ветер меняется в диапазоне от 4 до 6, можно стартовать у правого знака и сразу же ложиться на левый галс. Выбравшись на свободу, следует действовать в соответствии с изменением направления ветра. Если пределы этих изменений расширятся и ветер отойдет к направлению 1 или 2, тогда можно удержать лидерство, потому что можно сменить галс, когда он вернется в направление 8 или 9.
    Если на старте ветер гуляет в больших пределах, нужно стартовать где-то в середине линии, чтобы после стартового сигнала пойти навстречу новому ветру.

Рис. 59. Яхта А должна приводиться, а В менять галс.

Рис. 60. Только одна ситуация оправдывает преждевременный выход на траверз знака, а именно: если ветер, менявший направление от w1 до w2, после старта изменился только между w1 и средним направлением. В этом случае сменить галс нужно на траверзе знака. При первоначальных пределах изменения направления ветра вы бы сменили галс в точке А, но, поскольку на этот раз он возвращается к направлению w1 вы приводитесь, и, когда ветер вернется к среднему направлению в точке В, надо сменить галс. Всегда помните, что менять галс следует только для выигрыша или сохранения позиции и прикрытия соперника. 

  Рис. 61. Если среднее направление ветра тяготеет влево, нужно стартовать как можно ближе к левому знаку. Лучшую позицию (ближайшую к знаку) займет, конечно, только одно судно, но, если вы стартуете недалеко от него с чистым ветром, это неплохо, поскольку наветренные суда рано или поздно сменят галс. Здесь вам следует, выждав немного, сменить галс, и вы окажетесь на чистом ветру в лидирующей группе. Стартуя на другом конце линии, даже на свободе, вы сразу проигрываете большое расстояние.
  

Старт одной из гонок чемпионата мира в «.Звездном» классе 1966 г. в г. Киле. Яхта 5070 хорошо взяла старт у подветренного знака. Немного уволившись, она может пойти немного быстрее чем другие. Она может также привестись и в этом случае будет задувать на № 5077, которая, в свою очередь, должна будет также привестись, и начнет задувать на паруса 5011

Лучше всех стартовала № 4969, так как ей никто не задувает паруса, и она может сменить галс в любое время, не имея никого с наветра, 4924 стартовала хуже всех. Она вообще не может сделать поворот и в ее положении лучше всего уволиться и пройти с подветра у № 5070 и № 5077. Если позже ветер зайдет, она может выиграть

    При таком старте, если вы не уверены, что будете у левого знака вовремя, лучше чуть-чуть опоздать. Дело в том, что, придя раньше, вы окажетесь в очень трудном положении. Убедившись, что вы выходите на линию рано, набирайте ход и быстро делайте поворот фордевинд, а затем ищите проход или ждите около линии на левом галсе (что и делает яхта D, рис. 33 (1).
    В этом случае ветер регулярно меняет направление от по\ до па2 и обратно. В момент старта ветер имеет направление га\, поэтому выгоднее стартовать у правого знака (5]). При этом яхта А будет значительно ближе к верхнему знаку. Позиция этой яхты является наиболее выгодной для старта. Суда, пытающиеся стартовать у правого знака, потеряют на этом два корпуса и больше.
     У левого знака на свободе яхта В легко берет хороший старт (рис. 62). Когда ветер вернется к направлению о»2, яхта А утратит свое преимущество и яхта В окажется в равноценной позиции. Вы должны заранее решить, стартовать у подветренного знака с чистым ветром, уступив стартовавшему удачнее три корпуса, или на другом конце линии, рискуя в толчее потерять десять корпусов. При этом нужно учесть число стартующих и свое положение в таблице по результатам.
     Рис. 63. Не надо выходить на створ у наветренного знака издалека. Если на подходе к знаку ветер зайдет, вы много потеряете по отношению к судам, которые повернули раньше. Яхта А1 достигнет знака много раньше яхты A2, если ветер зайдет в черной точке.
    Рис. 64. Здесь яхта А2 снова пошла правой стороной дистанции, но ветер в черной точке зашел до направления w2. Яхта А2 вновь проигрывает, независимо от того, меняет она галс или нет, а другое судно – А1 – может сменить галс и выйти на знак. АЧ может только сохранить свою позицию, если направление ветра остается постоянным, а А1 имеет хорошие шансы на выигрыш.
    Ветер меняет направление с w1 на w2 в черной точке. Яхта А выбрала худший, а С – лучший курс. Если бы яхта В предвидела изменения ветра, она могла бы стартовать левым галсом, но она сменила галс, как только решила, что может пройти по носу у яхт, идущих правым галсом. Яхта С поступила так же, но, заметив заход ветра, повернула еще раз и уже опередила А на полтора корпуса (рис. 65).
     Если ветер и течение одинаковы на всем участке дистанции, то нужно идти, согласуясь с изменениями направления ветра, как показано на рисунке. Хотя левый знак был выгоднее для старта, изменившееся направление ветра сделало правый конец линии более выгодным при условии, если смена галсов происходит своевременно.
    Эта упрощенная схема верна только при значительных изменениях направления ветра. Когда изменения эти незначительны, вначале нужно найти направление генерального курса и решить, при каком изменении направления ветра необходима смена галса.

 

Тактика гонок против течения

  Во время прилива сила течения у берегов слабее, а сильнее в середине потока. Во время отлива течение у берегов может иметь обратное направление. Следовательно, есть смысл, идя против течения, поднять шверт на одну треть, чтобы приблизиться к берегу на 5—10 м. Если у берега мелко, то шверт стоит выбрать даже наполовину. Если же удерживать его в руках, то несколько касаний им о дно не повлияют на ход швертбота. Важно принять верное решение о выходе на знак. Лидер не должен рисковать, выходя на течение, если у него есть хоть малейшее сомнение в возможности обогнуть знак. Делать это он может только тогда, когда оторвался очень далеко от ближайшего соперника.
    После лавировки к знаку, лежащему в приливном течении, расстояние между судами после огибания знака может увеличиться в четыре раза. Если лидер зашел за знак, он обогнет его первым, даже если повернет к нему одновременно с ближайшим соперником. Если третья или четвертая яхты повернут на знак, лидер должен сделать то же самое, когда уверен, что выйдет на знак. Коль скоро он не уверен в этом, то следует подождать или же сделать поворот одновременно со второй яхтой.
    Когда течение настолько велико, что лавировать против него невозможно, выходить на него нужно только при полной уверенности в возможности обогнуть знак. В противном случае придется возвращаться к берегу.
    На некоторых гоночных дистанциях течение может иметь разное направление на различных участках акватории. Чтобы определить величину течения, нужно наблюдать за характером волны: там, где она особенно крута, ветер направлен против сильнейшего течения; там, где направление течения и ветра совпадают, волнение будет наименьшим. В открытом море, где нет знаков и береговых ориентиров, это может оказать большую помощь.
    Рис. 66. В такой ситуации необходимо идти верным галсом против ветра, потому что давление течения на левый борт сносит яхту А на ветер, а яхту В, которая не может идти так остро, течение ударяет в правый борт и сносит под ветер.
    Рис. 67, 68. А прикрывает В, чтобы вынудить ее выйти на более сильное течение. Единственная .возможность для В – уйти под корму А и пойти вдоль берега. Когда обоим судам придется повернуть от берега, то А окажется в лучшей позиции, поэтому яхта В должна набрать после поворота достаточный ход, чтобы вернуться на левый галс.
     Рис. 69. Чтобы сохранить лидирующую позицию, яхта А не должна выходить на течение дальше, чем яхта В. Таким образом она прикроет и судно С, которое требует у В места для поворота от берега. Сменив галс, яхта С не должна выходить больше чем на полкорпуса за курс А. Это не позволит яхте А прикрыть С на следующем повороте.

Огибание знаков

Когда стартуют 30—200 судов, очень важно думать об огибании знака уже на лавировке. Если первый знак должен огибаться правым бортом, не нужно бояться идти левой стороной дистанции, потому что при небольшом заходе за знак вы наверняка обогнете его, не повстречав строй яхт правого галса, идущих прямо на знак.
    При огибании наветренного знака левым бортом важно держаться правой стороны дистанции, потому что при подходе к знаку левым галсом вы рискуете не найти места в строю яхт, идущих правым галсом. Вы можете потерять на этом десять-тридцать мегт, потому что даже при наличии места для прохода и поворота вам может не хватить ветра для маневра – вы будете прикрыты большим числом наветренных судов.
    При небольшом числе участников у первого знака будет свободно, и потому нет нужды заранее планировать его огибание. При огибании знака можно легко потерять ход, но при слабом ветре и правильном выполнении маневра скорость во время огибания растет, так как в момент приведения растет скорость вымпельного ветра.
    Для этого нужно огибать знаки плавно, подбирая паруса так, чтобы они все время были установлены под оптимальным углом к ветру. Важно не подбирать ни грот, ни стаксель слишком резко – это останавливает судно. При правильном выполнении маневра можно почувствовать, как яхта сама идет на поворот.
     Рис. 70. Оптимальная кривая огибания знака для разных судов различна и зависит от быстроты работы экипажа. Если ваш шкотовый на быстром швертботе работате медленно, вы должны огибать знак медленнее, чем соперники. «Финн» может огибать знак более круто, чем «Летучий голландец». Швертбот-одиночка ОК может обогнуть знак еще более круто, чем «Финн». Однако для всех классов верно одно: судно, огибающее знак, подобно яхте С, теряет высоту. Яхта В огибает знак, как обычно это делают не очень опытные гонщики.
    Рис. 71. Если вы чуть-чуть не выходите на знак, но идете хорошим ходом, можете привестись до положения левентик, пройти знак по инерции и затем увалиться, избежав таким образом двух поворотов. На спокойной воде при постоянном ветре этот маневр очень прост. При сильном ветре и волне он связан с риском – здесь в последний момент очень важно оценить возможность встречи с большой волной или шквалом, которые могут помешать обогнуть знак. Если нет уверенности в успехе маневра, лучше сделать два поворота и потерять три корпуса.
    Когда вы подходите к нижнему знаку с другими судами и не огибаете его первым, ваше место зависит от направления, с которого вы начнете лавировку. Если вы хотите сменить галс сразу же после огибания знака, перед поворотом надо увалиться под ветер и затем привестись на знак так, чтобы обогнуть его впритирку позади других, но на ветру у них. Если вы огибаете нижний знак одновременно с другими судами снаружи, как яхта А, и начинаете лавировку без перемены галса, то должны увалиться, чтобы получить чистый ветер (рис. 72).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тактика огибания знака при подходе к знаку двух судов 

 Суда А и В подходят к знаку с запасом, и яхта В, как внутренняя, имеет право на место для огибания знака. Яхта А подбирает паруса и отстает от В, одновременно набирая высоту. Как только А окажется за кормой на чистом ветру, В не сможет обогнуть знак раньше ее (рис. 73).

 

 

Рис. 74. Яхта 5 занимает верную подветренную позицию от яхты А. Знак огибается правым бортом, и поэтому яхта А должна сохранять свой курс, пока не будет уверена в том, что выйдет на знак. При этом она немного теряет ход в результате воздействия отклоненного парусами яхты В воздушного потока, но экономит два поворота и первой обогнет знак.

 Рис. 75. Яхта В вырезается на знак, и если яхта А, идущая правым галсом, пройдет у нее по носу и затем сменит галс на ветру у В, последняя обогнет знак раньше. Поэтому яхта А должна сменить галс под ветром у В, увалиться на три корпуса и снова лечь на правый галс. Таким образом яхта А может выиграть борьбу у знака и обогнуть его первой.

Рис. 76. Яхта А не вырезается на знак и не может пройти по носу у яхты 5, однако все же имеет шансы помешать ей обогнуть знак первой.

Рис. 77. Яхта А проходит правым галсом по носу у яхты В и должна как можно скорее сменить галс, чтобы помешать ей лечь на правый галс на ветру и, таким образом, обогнуть знак первой. Однако если яхта В повернет одновременно с яхтой А, последняя по правилам обязана уступить дорогу.

Рис. 78. Яхта А поздно поняла, что не проходит по носу у яхты В, она должна увалиться ей под корму, чтобы сохранить возможность обогнуть знак первой; при смене галса она наверняка будет второй.

  Рис. 79. Яхта А никогда не должна попадать в положение, описанное выше. Сбросив ход и пройдя под кормой у яхты В, она наверняка обогнет знак первой, потому что та не может сменить галс, пока не пересечет чисто курс яхты А.

Рис. 80. Яхта В должна идти своим курсом, пока А не сменит галс. Затем яхта А должна будет перед новым поворотом набрать ход и потеряет на этом маневре до десяти корпусов, в то время как В – только один корпус.

 

 

 

 

Рис. 81. Здесь представлен единственный путь для яхты А обогнуть знак перед яхтой В. Судно В может воспрепятствовать этому, сменив галс, и выйти на огибание знака правым галсом.

Рис. 82. Яхта А идет правым галсом и может вывести В на другую сторону знака и, таким образом, обогнуть знак первой. Определение «подветренная яхта» действительно только для яхт, идущих одним галсом.

 

 

Тактика при огибании знака тремя судами

  Если В хочет помешать А обогнуть знак первой, она должна сменить галс под ветром у А и пройти под кормой у С, а затем лечь на правый галс, надеясь, что С вынудит А сделать поворот (рис. 83).
    Рис. 84. Возможности яхты В обогнуть знак первой зависят исключительно от яхты А. Если судно А сменит галс под ветром у В, последняя должна сменить галс на траверзе у знака, пропустить яхту С и обогнуть знак первой. Если же А пройдет по корме у В и пропустит С на ветер, то первой обогнет знак А. Яхта С и в том и в другом случаях обогнет знак последней.
      Рис. 85. Яхта А проходит правым галсом по носу у яхты В, она должна выйти достаточно на ветер, чтобы, когда она ляжет на левый галс, прикрыть В и помешать ей вырезаться на знак. В результате В обогнет знак последней. Однако маневр яхты А применим только при отрыве от всего флота.
    Рис. 86. Яхта А не вырезается на знак, суда В и С проходят у нее под кормой, надеясь поймать ее на следующем галсе. Поэтому яхта А должна сменить галс немедленно после пересечения курса С, что помешает В к С вовремя повернуть. Выйдя на знак, яхта А вновь сменит галс и обогнет знак первой.
    Рис. 87. Суда В и С должны уступить дорогу яхте А, подходящей правым галсом. Если яхта В увалится под корму яхте А, она должна будет дать место судну С для такого же маневра и в этом случае обогнет знак последней. Если же яхта В потребует у С места для поворота, она имеет шансы обогнуть знак второй, если повернет вовремя, как показано на рисунке (3), когда С не может сменить галс из-за яхты А. Яхта В должна вновь лечь на правый галс для огибания знака до того, как С достигнет знака.

 

 

Полные курсы

Тактически полные курсы значительно менее интересны, чем лавировка. При равных ходовых качествах места судов на этих курсах не меняются, особенно при слабых ветрах. Однако очень часто яхты, идущие рядом, начинают лувинг, удлиняя свой путь и позволяя задним судам приблизиться к ним. При подходе к знаку ушедшие на ветер суда вынуждены будут увалиться до курса фордевинд, что замедлит их ход и позволит преследователям обойти их. На полных курсах нужно стремиться к выигрышу за счет настройки яхты. Если ветра достаточно, нужно выводить свое судно на глиссирование. Для обгона идущего недалеко соперника нужно сперва начать глиссирование, а потом привестись и выйти на ветер к обгоняемому. Пройти под ветром у других судов невозможно, так как ваша лодка перестанет глиссировать, как только зайдет в зону ветровой тени. Тактика обгона состоит в том, что не следует приводиться и пытаться обойти соперника до того, как появится возможность сделать это на глиссировании. Если глиссирование прекратится, когда вы поравняетесь с другим судном, вы немедленно окажетесь вовлеченным в лувинг-матч, на котором оба потеряете значительное расстояние. Нужно всегда помнить основную задачу гонки и избегать дуэлей с другими судами.
    Когда ветер изменяется до попутного и создается возможность использования спинакера, да к тому же многие суда выжимают друг друга на ветер, часто выгоднее немедленно поставить спинакер и увалиться, а в конце отрезка дистанции убрать спинакер и привестись на знак. Другие суда, опасаясь обгона, будут приводиться и подойдут к знаку значительно наветреннее.
    Если нет уверенности в том, что спинакер будет тянуть эффективно, лидер не должен поднимать спинакер прежде, чем это сделает ближайший соперник, который может обойти лидера с наветра, пока тот ставит спинакер. Никогда не следует идти так полно, чтобы стаксель был прикрыт гротом. Лучше идти немного острее, тогда стаксель будет работать полноценно.
    Если вы идете с таким отрывом, что паруса задних судов не влияют на тягу ваших, нужно идти точно под ветром у этих судов, чтобы иметь тот же ветер, что и они. Точно так же, следуя за лидерами, вы должны повторять их курс, чтобы использовать тот же ветер, если вы хотите сохранить свое место. С другой стороны, если вы хотите выиграть ценою риска, ищите другие пути, чтобы поймать лучший ветер.

Тактика на полных курсах

  Если яхта А хочет получить право лувинга 5, она должна сохранять расстояние от нее в три корпуса, чтобы последняя не могла уваливаться от надлежащего курса. В то же время яхта А не должна подходить к В ближе чем на два корпуса, прежде чем ее мачта окажется впереди рулевого В (рис. 88).
     При подъеме спинакера скорость немного теряется, и поэтому яхта В не должна начинать подъем спинакера раньше яхты А, если расстояние между ними невелико. В ситуации, изображенной на рис. 89, яхте А достаточно привестись, чтобы догнать яхту В и прикрыть ей ветер. Затем, подняв свой спинакер, яхта А легко обойдет В (рис. 89).
     Рис. 90. При большом количестве участников значительное число судов выбирает более наветренный курс. Поэтому, если заднее судно не сидит, как говорится, у вас на хвосте, лучше выбрать более подветренный курс. Он будет короче и позволит вам привестись и набрать ход при подходе к знаку, когда наветренные суда, уваливаясь, потеряют ход.
    При боковом течении, сила которого нарастает по ходу дистанции, нужно идти курсом а. Тогда течение будет сносить вас на знак и вы будете иметь наибольшую скорость при подходе к знаку на участке X. При этом судно относительно дна будет идти курсом Ь, но, если вы будете рулить по этому курсу, вы пойдете по курсу с и при подходе к знаку будете идти против течения. Если ветер в начале участка отойдет в направление 2, поднимайте спинакер и уваливайтесь. Пройдя под спинакером половину участка, убирайте его и приводитесь (рис. 91).