|
В
открытом море и в территориальных водах, на внутренних водных путях и
на пограничных реках, в России и в других странах – везде, где есть хотя
бы возможность использования каких-либо судов, действует целый ряд специфичных
законов и правил, направленных на защиту интересов всех участников судоходства,
охрану жизни человека, защиту окружающей среды и обеспечение многих других
правовых норм. Тем не менее, на практике нередко встречаются непредвиденные
ситуации, в результате которых кому-либо причиняется материальный ущерб.
В этом случае законодательством, как правило, предусмотрены судебные и
административные механизмы компенсации убытков потерпевшей стороне.
Однако эти механизмы не
гарантируют ни саму компенсацию, ни ее адекватность, поскольку не всегда
в инциденте может присутствовать виновная сторона и не всегда она является
платежеспособной. О малоприятности и длительности судебных процедур говорить
излишне. "Убытки несет тот, кто их потерпел" – часто происшествие
резюмирует именно эта лаконичная формула. И чтобы не становиться ее жертвой,
судовладельцы средневековой Европы придумали эффективный механизм, существующий
по сей день во всех странах и на любых водных пространствах.
Кому это выгодно?
Яхтсменам, ходившим
за границу, знакомо слово "иншуренс", которое звучит, когда
на борту появляется портовый чиновник или капитан сам приходит в офис
яхт-клуба, где он намерен встать на какое-то время. При этом речь идет
не о медицинской страховке членов команды, к которой все выезжающие
за границу уже привыкли. А о страховании судна и ответственности судовладельца
перед третьими лицами. Конечно, чтобы понаблюдать за непередаваемой
мимикой чиновника, можно ответить, что такой страховки нет. Но знайте,
что с этого момента вы станете "нарушителем правил" и нежелательным
гостем, если не найдете способ показать свою несомненную кредитоспособность.
Объяснить ситуацию
просто. Если вдруг по вашей вине, или даже не по вашей, кому-то будет
причинен ущерб, например, ободранный борт или снесенный реллинг с антенной
дорогого радара, и вам предъявят иск на сумму, которую вы не сможете
или с чувством справедливого негодования не захотите заплатить, у портовых
властей останется только один выход. А именно, арестовать ваше судно
для обеспечения гарантий возмещения убытков до вынесения судебного решения
по предъявленному иску. Ни одному порту или яхт-клубу это неприятно
и просто невыгодно, но что поделать – охрана собственности дело святое.
Вам же, а точнее судовладельцу,
это невыгодно абсолютно, поскольку грозит не только срывом планов и
испорченным отдыхом, но и большими расходами, а в худшем случае, потерей
судна. Конечно, скорее всего ничего подобного не произойдет, но нарушителем
общепринятых норм вы все же останетесь, поскольку наличие страхового
полиса является не только делом личной финансовой безопасности судовладельца,
но и подтверждением его уважения к сложившимся международным правилам
мореплавания.
Интерес к вопросам страхования
появляется там, где есть реальные владельцы собственности, не желающие
эту собственность потерять или понести связанные с ней убытки. Лет сто
назад практически все суда, плавающие под российским флагом, были застрахованы
независимо от того, где они эксплуатировались и кому принадлежали. Судовладельцы
платили страховые премии, суда сталкивались и тонули, ущербы причинялись,
страховщики выплачивали возмещения. Кто кому платит и за что, было ясно.
Через некоторое время все стало еще яснее: судовладелец – государство,
убытки несет государство, возмещает их государство, все гарантии обеспечивает
тоже государство. Страхование судов внутри страны потеряло смысл. Будете
вы сам с собой заключать договор, чтобы в случае чего самому себе заплатить?
Объективности ради нужно вспомнить, что судовладельцами, в строгом смысле
слова, оставались граждане с моторками и байдарками, но и они мало интересовались
обеспечением себе материальных гарантий, так как стоимость их судов
была невысокой, а вера в светлое будущее всеобъемлющей.
Будущее вскоре стало
настоящим. Правда, не светлым, а скорее, поначалу, смутным или даже
просто мутным. Но туман стал потихоньку рассеиваться, вода слегка отстоялась,
и на ней появились новые суда и, главное, множество новых судовладельцев,
имеющих уже значительную собственность. Морское страхование снова стало
необходимым.
С чего начать?
Обычно страховая история
судна начинается на стадии его постройки или даже проектирования, поскольку
уже в этот период инвестор, в роли которого часто выступает будущий владелец,
и судостроитель начинают рисковать деньгами. Затем, после спуска на воду,
достройки, получения флага и регистра, судовладелец решает: в какой компании
и на каких условиях он будет получать страховую защиту в период эксплуатации
судна.
В случае небольших судов,
таких как катера или яхты, собственниками которых не являются крупные
профессиональные судовладельцы, для решения вопросов страхования лучше
обратиться к страховому агенту за консультацией, которая, как правило,
дается бесплатно. После принятия решения – от каких рисков, на какую сумму
и на каких прочих условиях должно быть застраховано судно, владелец направляет
в страховую компанию (отдает агенту) заявление на страхование судна. Компания
решает, может ли она принять данное судно на страхование, рассчитывает
величину страховой премии и сообщает результат владельцу. Далее происходит
уточнение условий страхования, например, у владельца могут быть затребованы
документы, подтверждающие соответствие судна указанному в заявлении району
плавания, или другие важные для определения степени риска сведения. Когда
все условия договора страхования, включая размер страховой премии, согласованы,
владельцу (теперь уже страхователю) выдается страховой полис одновременно
со счетом на оплату страховой премии. Срок уплаты страховой премии или
ее части, если это предусмотрено, указывается в страховом полисе. При
условии подписания страхователем полученного полиса и своевременной оплаты
страховой премии, судно считается принятым на страхование, или, как выражаются
профи, – на риске.
1. ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Вы заинтересовались и у Вас появились вопросы по страхованию или другим
аспектам эксплуатации судов? Задавайте их по нашему электронному адресу,
мы постараемся Вам помочь.
2. ВСТРЕЧА С АГЕНТОМ
Если Вы хотите лично поговорить или встретиться с агентом по страхованию
судов, пожалуйста: официальный представитель Ингосстраха по страхованию
яхт и катеров – Потапкин Сергей Павлович (яхт-клуб Водник, Москва) e-mail
kinne@yandex.Ru тел. 8,,926-224-0757
3. "ИНГОССТРАХ"
Основанная в 1947 году наиболее мощная в финансовом отношении российская
страховая компания, занимающая лидирующие позиции по объему собственного
капитала, сумме страховых резервов и инвестиций. |
|
Краткий словарь терминов
Морское
страхование – система правовых и экономических отношений, обеспечивающая
судовладельцам и другим лицам возмещение убытков, связанных с наступлением
случайных непредвиденных обстоятельств в море, на стоянке или на берегу.
Договор морского страхования
(страховой полис) – основной документ, гарантирующий возмещение убытков.
В договоре морского страхования указываются все конкретные условия страхования
и даются ссылки на правила, действующие при исполнении договора сторонами.
Страхователь (полисодержатель)
– лицо заключившее договор страхования с целью получения компенсации возможных
в будущем убытков. Как правило это судовладелец.
Страховщик – другая
сторона договора страхования, т.е. лицо, заключившее договор страхования
с обязательством возмещения возможных в будущем убытков страхователя.
Как правило, это страховое акционерное общество.
Объект страхования
– указанный в договоре страхования имущественный интерес, т.е. что именно
подлежит страхованию, например, судно, груз, фрахт, ответственность судовладельца
перед третьими лицами, плата за проезд пассажира, заработная плата капитана
и команды и т.д.
Страховой риск
– конкретный перечень событий, указанный в условиях договора страхования,
при наступлении которых страховщик возмещает страхователю понесенные убытки.
Правила страхования
– регулируют правовые отношения страхователя и страховщика и определяют
типовые условия страхования. Договор страхования содержит ссылку на правила
страхования, как свою неотъемлимую часть. Если по соглашению сторон какой
либо пункт правил не применяется или изменяется, это должно быть отражено
в договоре страхования.
Страховая сумма
– фиксированная денежная сумма (в валюте страхования), на которую согласно
договору страхования застраховано судно или др.объекты страхования.
Страховая стоимость
– действительная фактическая стоимость объекта страхования. Результат
произведенной экспертной страховой оценки. Страховая сумма в части превышающей
страховую стоимость является недействительной. Таким образом страховщик
отвечает по своим обязательствам перед страхователем только в пределах
страховой стоимости.
Страховая премия
(страховой взнос, страховой платеж) – сумма зафиксированная в договоре
страхования и причитающаяся страховщику за взятые им обязательства по
страхованию, независимо от того наступит или нет страховой случай. Определяется
страховщиком по определенным правилам исходя из критериев страхового риска.
Страховой случай –
фактически наступившее событие, например, столкновение судов, являющееся
страховым риском и влекущее обязанность страховщика произвести страховую
выплату в возмещение причиненного страхователю ущерба.
Страховая выплата
– производимое страховщиком возмещение ущерба, причиненного страхователю
в результате страхового случая. Страховая выплата не может превышать страховую
сумму.
Франшиза (вычитаемая
франшиза, безусловная франшиза) – фиксированная сумма (или процент от
страховой суммы) указанная в договоре страхования, представляющая невозмещаемую
страховщиком часть убытков страхователя. Страховая выплата, таким образом,
равна понесенным по страховому случаю убыткам за вычетом франшизы.
Тайна страхования
– обязательство страховщика не разглашать полученные в результате своей
профессиональной деятельности сведения о страхователе. |
|