Kalanov-рында, склянки

Судовой колокол – рында

Лингвисты до сих пор не достигли единства в происхождении слова «рында», но известно оно русскому народу ещё со средневековых времён. В те дремучие времена существовал забытый ныне глагол – рындать, то есть трясти.

Вполне логично: то, что трясли, имело название «рында», хотя прямых доказательств этому до сих пор нет.

Из истории судового колокола

В XVII веке всем известный реформатор Пётр I отправил в Европу на прохождение морской практики русских моряков, а сам изложил обязанности всех чинов на судах военного флота в «Морском уставе» 1720 года. Согласно этому документу, все команды на судне должны были отдаваться на английском языке. К тому времени европейские морские державы использовали колокола на парусниках.

Команда «Бей в колокол» на языке оригинала звучала как «Ring a bell!» (ринг э бэлл). К сожалению, матросы времён Петра I понимали английский язык хуже, чем старославянский, и поэтому когда звучали команды, они знали, что нужно делать, но не всегда понимали, как это правильно перевести и воспроизвести.

Поэтому со временем непонятное «ринг э бэлл» трансформировалось в более понятное «рынду бей». Так и остался этот термин в пользовании моряков. Сам корабельный колокол тоже стали называть «рындой».

Нечисть и колокольный звон

Испокон веков люди верили, что звон колокола может помочь пережить напасть и отогнать злых духов. Всем известно применение церковных колоколов во время различных обрядов. Даже во время чумы, не прекращая, били в колокол, чтобы «выгнать хворь».

Поскольку моряки – люди чрезвычайно суеверные, они изначально брали на борт судна колокол, чтобы отпугивать злых духов. Считалось, что оглушительный звон рынды способен утихомирить бушующее море и прогнать беснующегося морского дьявола. Со временем, моряки нашли колоколу более практичное применение и стали использовать его в качестве сигнального средства: в условиях плохой видимости он оповещал о приближении корабля.

Жизнь по склянкам

Рында стала такой же неотъемлемой частью корабля, как и штурвал. На ней была завязана вся жизнь экипажа судна, её берегли, как зеницу ока. Колокольный звон служил сигналом общего сбора или тревоги и заменял морякам часы. Матросы по ударам рынды выходили на вахту.

Поскольку для измерения времени использовались песочные часы, называемые склянками, их приходилось переворачивать каждые полчаса. Этим занимался матрос на вахте. Каждый переворот отмечался определённым ударом в колокол.

Так и появилась существующая и в наши дни команда «Склянки бить!». Были ещё и четырёхчасовые склянки, которые делили сутки на 6 частей согласно вахтам. В полдень тремя троекратными ударами отбивали «рынду». С этого момента начинался новый отсчёт времени.

Злато для голоса

Производство корабельных колоколов никогда не ставили на поток - для каждого судна всегда отливали персональный колокол с неповторимым дизайном, который становился душой и сердцем судна. На нём обозначали название парусника и год его постройки. Рынду не меняли, если кораблю давали новое имя. Если же кому-то приходило в голову украсть или по какой-то причине повредить её, подлеца неминуемо ждала страшная беда.

При отливке рынды использовали специальный «колокольный металл». В его состав в определённой пропорции входили медь, цинк и олово. От соотношения этих металлов зависит и звон колокола - будет он "мягким" или "строгим".

Но вот интересная особенность: если добавить в ванну, где плавится металл для отливки, несколько серебряных монет или, скажем, пару золотых колечек, как голос колокола сразу станет мягким и приятным для слуха. Так, при отливке рынды для английского корабля «Малайя» для пущего благозвучия в металл добавили серебряные малайские доллары и даже золотые соверены.

Лысина боцмана и тысяча солнц

Корабельный колокол всегда являлся визитной карточкой корабля. Он не только сообщал название судна, но ещё и передавал некоторую информацию об экипаже. Начищенная до блеска рында указывала на исправную службу моряков. Ответственный матрос должен был «надраить рынду до тысячи солнц». У моряков есть даже шуточная (а, может, и не очень шуточная) поговорка, что «рында должна блестеть, как лысина у боцмана».

Если беременная женщина отправлялась в морское путешествие, и срок родин застигал её прямо на судне, новорождённого крестили в корабельном колоколе. Имя малыша даже могли выгравировать на рынде.

Если же на судне погибал кто-то из моряков, его почитали восемью ударами колокола, символически обозначавших конец его вахты. В английском языке есть выражение «Восемь ударов колокола» («Eight Bells»), обозначающее некролог.

У некоторых может сложиться ошибочное мнение, что в современном мире уже нет места былой романтике и корабельный колокол можно найти только в лавке сувениров яхтсменам. Конечно, ни один моряк не откажется от такого подарка, но есть правила, просто обязывающие иметь рынду. Согласно им, корабельным колоколом должно оснащаться любое судно, длина которого превышает 12 метров. Он, как и в прежние времена, должен служить морякам для подачи сигналов при плохой видимости.

http://proboating.ru/articles/design/ship-bell/       10.11.2016