Regatta3_Синицын_Sinitsyn

Эгей,   регата!

Русско-Эгейская регата – это любительские парусные гонки с той "лишь" разницей, что отдых в них поставлен на первое место, а спорт – на последнее. История мероприятия проста и уходит корнями в начало нынешнего века. Моряки с Москвы реки решили добавить к традиционным календарным гонкам просто человеческий отдых на воде, причём тёплой и солёной.

Не успела высохнуть типографская краска на дипломах второй регаты, как водоплавающий народ начал делить яхты на весну 2003. Уже в начале декабря я обнародовал типы предлагаемых яхт длиной 37-45 футов, разбив их на три зачётные группы, и двухнедельную программу с 25 апреля по 9 мая.

Центром кристаллизации явились яхты Dufour 45 – их в Греции (по словам греков) всего 5 штук, но только одна имеет гоночный киль и, соответственно, осадку 2.35м. Звать ее Kalymnos – победитель второй регаты. Простое решение неравенства – разыграть имена яхт среди претендентов, родилось как всегда в бане. Придумано – сделано. Самые инициативные "гонялы": Иван Янклович, Петр Шубравый, Геннадий Лаврентьев, Илья Тыртышников, Александр Маркаров (виртуально – приехать не смог, согласен на остаточный принцип) собрались зимним вечером у Мартынова в "ОКНО-ТВ" и тривиально потянули из шапки, хитро подсунутой Иваном, бумажки с названиями яхт. Это потом выяснилось, что есть и шестая яхта, и длинный киль не у единственной. Ну, да мы знаем греков, поэтому удивлялись потом не сильно.

В группу к Dufour 45 включил и новые Elan 45 в количестве пяти штук, которые греки обещали пригнать из Словении в феврале. Реально смогли использовать только две – остальным не приготовили бумаги. В дальнейшем в эту группу вошли две Ocean Star 51.1 греческого поизводства. Во вторую группу вошли Gib'Sea 43 и Sun Odyssey 43, а уже на месте включили туда и Elan 40 с командой из Питера. В третью группу выделил Sun Odyssey 37. Но она так и не родилась – никто не решился "распечатать" класс "малышей".

Вторая традиционная часть регаты – перелет в теплую Элладу. Здесь, как обычно, трудности начали нарастать как снежный ком. С самого начала определили нашу потребность в 80-100 мест, а это практически весь экономкласс Ту154. Не без "помощи" бывшего нашего яхтсмена проблема разрослась и закучерявилась. На этот раз разруливать взялась Наталья Егорова из Altero-Travels. И ей это удалось, несмотря на дополнительные трудности, связанные со снятием греческим Olympic Airways рейса 25 апреля и автоматической пересадкой пассажиров на рейс 24. И опять сработала наша человеческая неорганизованность – покупать билеты поздно, но дорого и с кучей проблем предпочли очень многие. А те, кто откликнулся на призыв покупать дешевые билеты еще в феврале, спокойно дожидались даты вылета.

И вот светлые дни пришли: первая группа вылетела 24 апреля греческим олимпиком. Вечером уже пошли звонки с просьбой привезти свитер – совсем не жарко вечером в теплой Греции. А утром двадцать пятого аэропорт Шереметьево-2 стал заполняться основной группой участников регаты, заходящих с улицы с нулевой температурой. Половина аэроплана было наших людей, весело отмечающих встречу после зимы. Группу уже встречал огромный двухэтажный автобус. В этот раз доехали без потерь. Через сорок минут езды по солнечной сухой погоде прибыли в Лаврио, где весь пирс оказался забит нашими яхтами, и встречают нас свои же люди, уже успевшие обжиться на них. Здесь-то и выяснилось, что вместо обещанной Elizabeta Elan 45 Платонову и компании пригнали Dufour 45 Big Blue I. Все остальное совпало.

В итоге народ собрался из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Самары, Казани, Перми на 16 яхтах размером 40-51 футов. Среди участников более десятка – мастера спорта по парусу, а около половины – новички на яхтах.

Суета по приемке яхт уже привычная, народ тертый, и зимний инструктаж не прошел даром. В основном все понимают, на что обратить внимание и что не упустить, дабы не было проблем в дальнейшем. И все-таки общее впечатление: зимний ремонт проведен на яхтах не лучшим образом. Греки оправдывались жутко мокрой и холодной зимой (эллингов у них нет).

Солнечное теплое утро 26 апреля. Собрание капитанов утвердило процедуру стартов-финишей: старт очередной гонки дает победитель предшествующей. Александр Маркаров (Big Blue III) – победитель прошлой регаты, отказался давать первый старт в отсутствие форы во времени. Петр Шубравый (Pella) добровольно взял эту миссию на себя. Продолжение подготовки яхт в ожидании народа с третьего аэроплана. Наша публика вняла просьбам организованно загрузиться в автобус – и уже в половине второго выгружалась на пирс. Так что старт первой гонки Pella дала вовремя, несмотря на то, что три яхты на старт всё-таки слегка опоздали.

Гонка №1 Lavrio – Paleo Fokea

Стартовали практически без ветра, так без ветра и прошли до залива Anavissou. Некоторым яхтам даже пришлось подбирать дизель-шкот, дабы не навалило течением на остров. Уже на виду финиша начали появляться бризовые полоски, в которых и финишировали. Первым встала на финиш Big Blue III, следом Hector, Kalymnos…

Встали на якорях на виду города. Народ основательно подготовился к встрече Светлого Воскресения Христова – привезли с собой за три тысячи километров куличи и крашеные яйца. Самые любознательные приняли участие в крестном ходе по городу. Остальные "засоряли" эфир на 72 канале и христосовались виртуально по радио всю ночь.

Гонка №2 Paleo Fokea – Hydra

Вышли на старт, отметив Пасху битьем яиц под колокольный перезвон. Ничто не помогло – ветра нет совсем. Принимаем решение, которое оказалось знаковым и будет использоваться в дальнейшем: пока стоит полный штиль, пошли стаей под дизель-шкотами по генкурсу в ожидании ветра. Мы на Kalymnos'е не теряем время даром: принимаем зелена вина за Светлое Воскресение и за ветер, и попутно оттачиваем мастерство в домино – предстоит регатный турнир. При появлении ряби пробовали ставить паруса и прикидывали время, за которое могли бы пройти оставшуюся дистанцию. Задача – финишировать на Идре засветло.

Так дошли до маяка Tselevinia, откуда и дали старт на оставшиеся 8 миль. Гонка так и получилась штилевой, вся на раздачах. Но финишировали довольно плотно вслед за Hector'ом, "зависшем" у входа в бухту для приема финиша. Вскоре уже все стояли у пирсов в четыре или даже пять пыжей. Тут и пришел крик о помощи с Гектора: "кто-то стащил винт на стоянке. Но это их не пугает…"(М.М.Жванецкий). Они действительно лишились винта! "Первый голубой" Сергеев буксировал лидера на финише сначала от дрейфа на камни, а потом и в марину.

Город Идра, расположенный в живописной бухте, был украшен разве что цветущими деревьями и нарядно одетыми людьми. Пасхальные гуляния развернулись вечером на входе в бухту и заключались в непрерывном грохоте петард и вспышках фейерверка. Местные жители и гости острова тем не менее не разбегались, а стояли плотной толпой в ожидании… Кульминацией действа стало сожжение чучела. Но это была не Масленица. Греки, оказывается, на Пасху жгут Иуду.

Таверна под крышей из цветущих лиан и живой музыкой оказалась без оной – на Пасху музыканты уехали по своим домам на дальние кордоны. Но все равно ужин получился веселый и шумный. Следующий день – "отдых". Посиделки в кафешках на площади, разглядывание города и монастырей. После обеда переход с купанием на другую сторону острова. Отметили полувековой юбилей рулевого Валерия Смирнова с "Бледного рыцаря" (White Knight).

Гонка №3 Hydra – Monemvasia

Опять стартовали под моторами в направлении на финиш – почти самый юг Пелопоннеса. Часов в одиннадцать потянул легкий ветерок. После нескольких прикидок решили начинать стартовую процедуру, давая старт в открытом море за лидером. Старт скомкали и дали совершенно неверно, но треп по радио: "наплевать, давайте идти пока что-то дует". Запросил регату: есть ли кто-то против этого, с позволения сказать, старта. Голосов против не прозвучало. Принято решение: старт дан, гонка началась.

При входе в северный залив Monemvasia – полуострова-шляпы, лежащей на воде, попали в штилевой мешок. И опять раздача – потянул вечерний бризок из-за острова, и кто первый поймал его, быстро уходил к финишу, который определил опять Hector, так и не упустивший лидерства после своего выгодного старта. Да еще и без винта в штиль! Мы радовались за их успех: на яхте в качестве юнг – детская группа в составе трех барышень и юноши со средним возрастом 8.5 лет.

Хорошо встали к пустому пирсу: все шестнадцать яхт в ряд с развевающимися российскими триколорами – "русские пришли!" За державу не обидно. Притащили на буксире с финиша Hector, здесь его уже ждет дедок – владелец яхты с запасным винтом и крепежом. Игорь Пискунов долго нырял и установил винт. Наверное, грек по-гречески говорил: "Пасть порву", чтобы дольше сидел под водой, но как-то очень ласково, с улыбкой. Но коньяку для сугреву, змей, не поднес.

Не обошлось без чудес: после финиша нашлись-таки недовольные стартом и требовавшие аннулировать результаты гонки. Голосование капитанов постановило: гонку признать состоявшейся.

Утро свободного дня. С места стоянки старый город, ради осмотра которого шли сюда, совсем не виден, и кажется, что "шляпа" необитаема. Публику пришлось буквально загонять на гору. Те, кто вняли убеждениям и все-таки поднялись, получили массу острых и необычных для Греции впечатлений и от средневекового города на склоне "шляпы" с уютными кафешками, музеем, византийскими храмами, магазинами и от захватывающих дух видов с вершины от подножия храма. Неленивые слазили в храм на вершине, несмотря на лихую жару. Испив пивка и докупив в городе провизию, стали сниматься с якорей для фотографирования старого города с моря и перехода на ночевку в узкую закрытую бухту Gerakas со своей достопримечательностью – карстовым гротом. Самая южная точка маршрута позади, идем на север.

Вскоре красивая бухта Gerakas была заполнена яхтами регаты. Кто-то ошвартовался к пирсу, остальные разбрелись по бухте, встав на якоря. Казалось, люди устали, пресыщенные впечатлениями дня, ан, нет – лодки-резинки сновали в грот и обратно до темноты (попасть в него можно только с моря). А сталактиты со сталагмитами оказались расцвечены в зелено-бурых пастельных тонах – красиво.

Вечером в таверне разгорелись споры и страсти по поводу использования спинакер-гиков. Компания с одной из трех яхт, на которых были спинакер-гики, подняла бузу, доказывая бестолковым собеседникам, что спинакер-гик – это вовсе не то, что все знают, а вовсе даже другое. Как и следует из аксиомы, спор ни к чему не привел – все остались при своих.

Утро 1 мая началось не с привычного уже "Доброе утро, регата!", а с социалистических маршей по рации в оригинальном исполнении участников и призывов всем построиться в колонны на пирсе и провести маёвку. Кто смог – откликнулся. Водрузив на швабры рекламные транспаранты, в колонне по одному с руками за спину демонстранты маршировали по пирсу, выкрикивая лозунги и обрывки полузабытых песен. Получилось весело, и это настроение передалось старту. Команда Afroditi (рулевой – Наталья Щербинина) предложила себя в качестве яхты на старте-финише, благо размеры и уникальный синий окрас выделяли ее на общем фоне.

Гонка №4 Gerakas – Plaka (Leonidio)

Уже традиционно стартанули под моторами, а к двенадцати, когда потянул ветерок, воду морщил, рябил, – дали старт. Но рябило совсем недолго. Опять закисон. По рации разгорелся спор с "третьими голубыми" (Big Blue III) о запрете применения спинакер-гика – продолжение вчерашних баталий. Измученные штилем "туристы", дувшие во все легкие в паруса, свистевшие разбойниками, призывая Эола на помощь, наконец, просто державшие паруса руками не один час и умолявшие: "Ну, лодочка, иди же" вползали под высокий берег Plaka. Первая группа успела финишировать на очередном дуновении, а вторая потом час ждала следующего. "Афродита" мужественно жарилась на солнышке, принимая финиш более двух часов. "Первые голубые" подали официальный протест на "Третьих" – это впервые за историю регатного движения.

Утро началось с собрания капитанов. Протест Михаила Сергеева был удовлетворен – Big Blue III была дисквалифицирована за использование запрещенного спинакер-гика. Всем сообществом поехали искать умиротворения в монастырь Элонис, прилепившийся к скалам, как ласточкино гнездо, высоко в горах. И сам монастырь и дорога к нему, причудливо петляющая по краю ущелья вдоль реки Дафнон, производят неизгладимое впечатление. А греческий водила на большом автобусе и мы вместе с ним сильно смахивали на камикадзе. Самые неугомонные взяли машины в аренду и забрались еще выше, до самых снегов пелопоннесского горного хребта Парнон.

Остаток дня провели в таверне у Яниса в турнирах по настольным играм. Но довести чемпионат до конца не хватило времени, оставили на потом.

Гонка №5 Plaka – Spetse

Старт уже привычно штилевой, но круто к ветру, и только к финишу раздул хороший бриз, впервые с начала регаты. Финишировали с настоящими ходами, причем первая тройка состояла из голубых, финишировавших в соответствии с величиной номеров: Big BlueI, Big BlueII, Big BlueIII. Часть яхт решила сменить место запланированной ночной стоянки, опасаясь, что дутье пришло надолго и в западной гавани может стать неуютно. Однако вечер выдался спокойным, как обычно.

Самый итальянский из греческих островов Спеце (Spetse) странным образом повлиял на участников: кто-то в свободный день успел сгонять на север в Нафплион (Nafplio) и Микены, кто-то на восток на Порос (сто верст – не крюк для быстроходной "моторной" яхты), кто-то в Порто-Хели, дабы пополнить запасы воды – организованности не наблюдалось.

Гонка №6 Spetse – Tselevinia

Утро встретило свежим бризом. Народ с разных сторон моря бодро подтягивался к месту старта. На свежем ветру Afroditi слегка ползла на якоре на большой глубине. Я не учел этого, и Kalymnos пронесся на корпус на фальстарт. Пришлось пропустить всех и раскрутиться на 360 градусов. После этого кинулись догонять регату. Ветер скисал на глазах. Снова раздачи в тени острова Dokos. Зато получившие за островом свежий ветерок быстро уходили от оставшихся барахтаться в проливе. На финиш шли в лавировку. Первым вновь Лаврентьев, вторым – Сергеев, третьим – Максим Багарадников – "открытие сезона" – он явно раскатился и идет все лучше от гонки к гонке.

На свежем ветру Afroditi принимала финиш, дрейфуя под островом. Перспектива стоянки ночью в такой ветер показалась народу безрадостной, и все решили идти в закрытую гавань на Порос.

Гонка №7 Poros – Sounion

Тихое летнее утро не предвещало ветра. Но когда вышли из узкого пролива на старт, почувствовали, что наконец-то ветер пришел, и гонка состоится по полной программе. И действительно, вскоре начали рифить паруса – ветер перевалил 6 баллов от норда, но волна небольшая – от берега не успела разгуляться. Дальше – больше. Раздувать продолжает, и на яхтах берут вторые рифы, а вскоре и третьих кажется многовато – на шквалах фиксировали до 40 узлов. Начались проблемы с матчастью: у "Первого голубого" тривиально порвался ветхий стаксель-шкот, у "Маши-Х" сломался слабенький блок закрутки генуи, а вот у "Бледного рыцаря" всерьез порвался форштаг у верхней оковки и гонку пришлось продолжать под мотором.

Надо отдать должное всем новичкам (уже не совсем чайникам) – никто не дрогнул и все финишировали под парусами под величественными колоннами храма Посейдона, стоящего на утесе, с которого сиганул от печали отец Эгей. Теперь мы имеем честь бороздить Эгейское море. А вот стоянка после финиша в стекающих с берега шквальных потоках показалась многим недостойной – яхты так сильно водит на якорях, что нормального общения не получится. Да и сна тоже. Начались дебаты по радио между экипажами. Часть яхт готова двинуться против ветра в Лаврио, часть – готова стоять ночь насмерть, чтобы с утра стартовать. На правах главного судьи принимаю решение: учитывая метеопрогноз и состав участников в нашей отдыхательной регате, перенести старт заключительной гонки в район входных маяков порта Лаврио. Право выбора места ночевки остается за капитанами. Снявшиеся с якорей дошли плотной группой под моторами (контролируя друг друга на всякий случай) в Лаврио засветло.

Утро 7 мая. Ветер, свистевший всю ночь, стихать не собирается. По условиям контракта: чартерным яхтам выход из гавани при ветре более 6 баллов не разрешается. А сейчас дует 8. Объявляю решение об отмене гонки №8.

Освободившийся день заполнили экскурсией в Афины, заказав большой автобус и русскоговорящего гида. А вечером в таверне устроили награждение всех участников регаты. В группе 45-51 фут первое место и переходящий кубок регаты – у Геннадия Лаврентьева на Hector, второе – у Михаила Сергеева на Big Blue I, третье – у Александра Маркарова на Big Blue III.

В "младшей" группе 40-43 фута первое место у Валерия Александрова на Veni, второе поделили Владимир Каткасов на Gaia и Сергей Потапкин на Avrora. Все участники получили памятные дипломы регаты, включая самого младшего участника – юнгу с Авроры Гошу Синицына (2 года 9 месяцев). А старейшиной регаты был назначен доктор Леонид Калинкин 65 лет – яхта Big Blue I.

При организации регаты была предусмотрена возможность получения международного сертификата "Offshore Sailing Club", подтверждающего квалификацию участников. Практический курс молодого бойца был сдан в море в ходе регаты, теоретический экзамен прошел по окончании организованно и поэтому быстро. Выдержавшие экзамен, получат членские карточки в Москве в ближайшие дни. На этом же собрании-ужине поступили предложения о продолжении праздника – "Даешь очередную осеннюю регату!"

Май 2003. Александр Синицын, организатор и главный судья регаты, а также прильнувшая к нему Алёна и набегами Гоша.

К появлению фотографий приложили руки: авторы текста, Константин Пустовойт, Наталья Павловская, Александр Клевцов, Андрей Малахов, Валерий Смирнов, Инна Крымова

 

 

 

 

 


Прилетели…


Не забыть багаж


После голодной зимы


Штиль


Нет больше мóчи выносить всё это!


Потянул ветерок!


Грот в Геракас


Основные гонщики


Нырнул красавец


Слезами не поможешь…


Регата у пирса Монемваси


У старого города Монемваси


Хороший старт


На дальних горах ещё снег


Не ленивые даже снег потрогали


А у нас тепло


Монастырь Св.Элоны


Задуло!!!


Мужики за мужскими делами


Поехали!


Первый голубой с чужим юнгой


Обсуждение результатов