Regatta1_Markarov

Кубок Эгейского моря

        Однажды, а было это 18 апреля этого года, заходит ко мне на работу мой старый знакомый Андрей Тихомиров, яхтенный капитан, мастер спорта, доктор наук и просто хороший человек, и говорит: "Саша, а ты знаешь, что тут собралась хорошая компания, которая летит на гонки на Эгейское море, набралось чуть ли не 100 человек, многих ты знаешь по Онежским и Московским гонкам?". Я чуть со стула не упал. Хочу! А когда? - "Вылет 26-го апреля". Так это же через неделю! Нет визы, дела надо уладить и т.д… Но как много раз бывало, лучшие возможности - случайные и не упущенные. Быстро созваниваюсь с Александром Синициным, главным организатором соревнований, узнаю, что главная проблема - виза - не проблема, объявляю всем, что еду в Грецию, и, таким образом, через неделю оказываюсь в одном самолете авиакомпании Olympic с многочисленными старыми знакомыми. Хорошо там было только менее половины участников (первая половина уже успешно прилетела к этому времени в Афины Аэрофлотом), а то бы бедный Boing-737 явно бы не долетел - наш парусный народ точно разнес бы его вдребезги и пополам. А так все кончилось благополучно, и даже, я бы сказал, пристойно.
        Прилетаем в Афины, быстро нашли автобус, предназначенный для нас, и через 40 минут уже были на пирсе небольшой марины в маленьком городишке Лаврио недалеко от Афин. Народ из первой партии уже догружал на яхты провиант, завершал прием лодок, постельного белья, надувных тендеров с моторчиками.
        Я быстро отыскал взглядом моего бывшего "подельника" (по известному в узких кругах Конраду-25Р "Фаворит") Диму Мартынова. Правда сначала его слегка не узнал - Дима был в официальном прикиде, жилете, красном галстуке, его живот лоснился и просвечивал даже через черноту официального костюма, а весь вид его источал благородную усталость. Однако уже через час, этот муж скинув все эти одежды, и став более похож на морского волка с обросшим ракушками задним местом уже достаточно активно для его комплекции двигался по яхте раскладывая многочисленный скарб, продукты, карты и прочие нужные в дальнем плавании вещи.
        Наконец суета закончилась, и, после ужина в местной таверне, многочисленных рассказов и анекдотов, короткого сна и скорого завтрака мы наконец стартовали в первой гонке по маршруту г.Лаврио - о.Китнос. Стартовали неплохо, наветренными, вовремя. На первой лавировке начали потихоньку ощущать лодку, поняли, что она неплохо идет, однако недостаточно остро, тем не менее ходами отставали мало.
        Здесь стоит остановиться на яхтах. Все яхты были арендованы в чартерной компании Argolis благодаря Александру Синицину, который смог организовать очень низкую ставку - 1800 евро за лодку 36 - 38 футов за две недели. К слову сказать все мои траты за время поездки, включая авиабилеты, трасферы, взнос за аренду лодки, бары, рестораны, визу, провиант, составили порядка 1000 долларов, что, согласитесь, совсем немного. Наша яхта (Gib Sea 37, Dufour), абсолютно новая, пригнанная только что из Франции, показалась нам после двух недель недостаточно комфортной по сравнению со "старенькими", 5 - 7 -летними Sun Odyssey-37.1 (Jeaneau). При видимой одинаковой длине, "старушки" были значительно шире и просторней внутри, отделка как бы потеплее и более аккуратной. Ходовые качества при этом у GibSea в слабый ветер превосходили Sun Odyssey, при этом последний резался в лавировку значительно (до 5 градусов) лучше, особенно в хороший ветер. Тем не менее, очевидные, казалось бы, преимущества и недостатки той или иной лодки компенсировались разнообразными погодными условиями, чрезвычайно похожими на Онежские, и спрогнозировать, кто будет первым на финише было в общем-то невозможно. Большинство лодок были снабжены авторулевыми и GPS-чарплоттерами (правда картриджи с местными картами поставить нам "забыли" и мы пользовались недостаточно подробными бумажными картами). Тем не менее комплекс авторулевой - чартплоттер чрезвычайно помогал, и мы с Димой с удивлением обнаружили, что на полных курсах авторулевой управлял лодкой не хуже опытного рулевого, при этом у рулевого появлялась возможность проанализировать гоночную и ветровую ситуацию. И вообще, реально стало управлять лодкой в одиночку, доверяя электронике руль когда надо было поднастроить паруса или проверить курс по чартплоттеру, установленному в каюте.
        На о.Китнос нас ожидала так называемая зеленая стоянка, уже обжитая тремя яхтами с немецкими экипажами, которые очень нервничали при виде первой пары лидирующих яхт, заходящих в бухту, опасаясь, что они кинут якоря на их цепи. Увидев через некоторое время обилие яхт с российским флагами, они как-то постепенно успокоились, смирившись с неизбежным. Одна немецкая пара просто стояла обнявшись на баке своей яхты, и безмолвно наблюдала на поднявшуюся суету, как бы приготовившись распрощаться с жизнью… Но все обошлось, и русские оказались не такими страшными.
        Вторая гонка - о.Китнос - о.Милос началась 28 апреля в 9.00 по местному времени. Гонка была ровная, "на удержание", нам она позволила окончательно настроить яхту (правда только к концу гонки), была практически сплошная лавировка с контргалсами, с усилением ветра до 30 узлов (пришлось даже слегка рифить грот, что при закрутке в мачту не вызвало никаких проблем), с небольшим отрезком полного курса до фордевинда в конце перехода. Мы в этой гонке, как и в предыдущей заняли 4-е место.
        На Милосе у нас был день отдыха. Многие экипажи взяли на прокат по автомашине, а то и по две (стоимость аренды порядка 30 евро), и поехали осматривать местные достопримичательности и красивые виды и купаться (фото). Авто пригодились также и подвозе свежего провианта, запасов льда и прочих полезных мелочей.
        Там же выяснилось, что у яхты Клеопатра (капитан Виталий Колобанов) сломался дизель, как оказалось позже - фатально. Забегая вперед скажу, что чартерная компания позже обменяла эту яхту (Sun Odyssey 37.1) без доплаты на практически новый комфортабельный Dufour-43, однако это не позволило экипажу Клеопатры достойно закончить регату, и они были вынуждены исполнять роль второго судейского судна в дополнение к 48-футовому Triton во главе с Леонидом Грязновым - идейным вдохновителем и всеми признанным главным судьей соревнований.
        Наконец, утром 30-го апреля был дан старт в 3-й гонке по маршруту о.Милос - о.Идра. Это был самый длинный этап регаты, протяженностью 55 морских миль. Начало гонки не предвещало ее значительной продолжительности - северо-западный ветер силой 4 балла сулил быстрое прохождение дистанции курсом полный бейдевинд в светлое время суток. Однако уже через пару часов ветер скис до 1 - 2 баллов и поменял направление практически до фордевинда. В этой ситуации большинство яхт в погоне за скоростью пошли острее генерального курса (строго на север). Действительно, при слабом ветре и при отсутствии спинакера, иногда выгоднее идти бакштагами, а не курсом чистый фордевинд. Мы проверили это правило в конкретных ветровых условиях и убедились, что в данном случае этот прием не работал. Тогда стиснув зубы мы пошли курсом максимально близким к генеральному. Уже через пять-шесть часов весь флот оказался примерно в двух-трех милях выше нас и генерального курса. Финиш был определен у входа в марину на о.Идра, которая находилась на северной, тыльной для нас стороне острова. Ближайшая по генеральному курсу и самой безопасной по навигации была восточная оконечность острова. На западной стороне острова были рассыпаны многочисленные подводные и надводные камни, которые в новых ветровых условиях скорее всего необходимо было бы проходить ночью, по-настоящему темной. Забегая вперед скажу, что в итоге большая часть флота все-таки вернулась на исходный курс и обошла остров с безопасной восточной стороны, и только две яхты "просочились" между камнями.
        Вечером ветер совсем скис и скорость яхты не превышала двух узлов. После гонки участники поднявшиеся выше курса рассказывали, что у них зачастую был полный штиль. Около четырех утра у нас подул свежий трехбальный северо-восточный ветер, который был нам очень на руку и определил нас как лидеров гонки - мы стали самыми наветренными. Этот ветер доходил до основной группы только случайными порывами. Правда продлилось это недолго - около часа, после чего ветер, сохранив направление, скис до одного бала, но этого для нас было более чем достаточно. В итоге мы финишировали в 7 утра, следующая яхта финишировала только двумя часами позже. Наши главные конкуренты, занявшие два первых места в предыдущих этапах, - яхта Минос с двойным (российским и израильским флагами под краспицами, говорящими о национальной принадлежности команды) финишировали чуть ли не последними, что позволило нам придвинуться к ним вплотную.
        О.Идра - один из самых фешенебельных курортов и престижных мест в Греции. На острове всего несколько машин - пару-тройку грузовиков для сбора мусора и машина пожарной охраны. Все остальные перевозки осуществляются на ослах и мулах. На берегу марины, всего в десяти метрах от причала, рассыпаны в изобилии разнообразные кафе, закусочные, магазинчики, рестораны и все, что нужно туристу. Вода - привозная, поэтому ее надо покупать. Но эта услуга недорогая. Мы залили порядка 300 литров воды за 9 евро. Достаточно дорог газ. 5-литровый балон мне удалось обменять на полный за те же 9 евро, причем обмен состоялся в самом неожиданном месте - овощной лавке. Вечером мы посетили местный ресторан, который нам обошелся примерно по 20 евро. Вообще цены в ресторанах на разных островах варьируются весьма значительно. Минимально мы платили примерно по 12 евро за человека (ни в чем себе не отказывая, в том числе в напитках), максимально - до 20 евро. Плотный завтрак обходился ориентировочно в 6 - 7 евро. В общем, цены вполне приемлимые.
        Марина на Идре небольшая, в типичном венецианском стиле, круглая, при входе установлена венецианская башня, ощеренная старинными пушками. Глубокая часть бухты невелика по площади, и яхты стоят в два - три, иногда четыре пыжа. Короткая стоянка (до трех дней) как и везде, где мы были - бесплатная.
        Отпраздновав День солидарности трудящихся, утром 2-го мая мы стартовали в очередной, 4-й по счету, достаточно короткой гонке по маршруту о.Идра - г.Порто Хели. Путь проходил между высокими островами, и при попутном ветре не предвещал никаких особых сложностей. Однако и здесь погода сыграла очередную шутку, приготовив для гонщиков несколько "раздач". Вперед вырвались та же четверка лидеров - "Минос", "Голден Флауэр", "Домна" и мы ("Асини"). Но очень скоро, после пары неудачных галсов, а также после перемены ветра на строго противоположный, когда мы попали в ветровой мешок, а аутсайдеры, наоборот, оказались "на ветру", мы стали строго последними. Судьба, тем не менее, оказалась благосклонна к нам, и из ветрового мешка мы выбрались первыми, финишировав в итоге пятыми, что было неожиданно даже для нас самих.
        Порто Хели встретил нас малиновым перезвоном колоколов - греки готовились к светлому празднику Пасхи. Ошвартовавшись без проблем (в марине было достаточно свободно), и поужинав, каждый занялся любимым делом - наш юный матрос (Иван Плужников) отправился до утра гулять с лицами противоположного пола (чему я был несказанно рад, так как увидел его только утром, проспав всю ночь один в двухместной каюте). Другой член экипажа (Александр Клевцов) начал обработку на своем ноутбуке снимков, сделанных им с помощью отличной цифровой фотокамеры в течение дня (ими оформлены эти заметки), кое-кто просто пошел спать, а я завалился с очередным детективом в свою каюту).
        На следующее утро был дан старт по маршруту г.Порто Хели - о.Порос. Практически мы прошли тем же путем, что и в предыдущей гонке, только на этот раз с южной стороны о.Докос, минуя тот злосчастный ветровой мешок, где мы так долго простояли накануне. Старт взяли дружно и через некоторое время растянулись фронтом на курсе фордевинд, при этом мы были, как самые ленивые, практически точно на линии генерального курса, проходившего вблизи от берега, остальные пошли искать удачу в море, и как показали последовавшие события, - совершенно напрасно. Остров Докос, образовавший в предыдущей гонке штилевой мешок, в этой гонке сыграл ту же роль, только ветер был прямо противоположный. Гора острова как бы стала разделителем между западным и восточным ветрами, при этом свежий восточный нарождался, и проникал в область влияния ослабевающего западного ветра прямо под высоким берегом острова, то есть там, где оказались мы. Конечно, там образовались многочисленные минивихри, и как только мы в них попали, мы стали крутиться как волчок - порывы приходили то справа, то слева, то сзади, то спереди. В конце концов, ветер установился, и со скоростью порядка 6.5 узла мы пошли в лавировку, оставив все остальные яхты позади как минимум в двух кабельтовых. Такая лавировка продолжалась еще пару часов, при этом нас догнала яхта Минос, заложив удачный галс под берег о.Идра. Увидев этот удачный маневр мы забрались еще выше, и ходами обошли Минос уже недалеко от финиша. Минос шел очень круто с неплохим ходом, мы не могли вследствие конструкционных особенностей нашей яхты идти так же круто, но "давили" Минос ходами, обходя его с наветра, и, таким образом, контролируя. И на этот раз, судьба подарила нам еще один шанс, которым мы не преминули воспользоваться, - ветер стих, и в таких условиях наш GibSea шел быстрее остальных благодаря узким обводам и высокой мачте. В итоге - опять первое место и отрыв от ближайших преследователей (Минос и Домна) - 6 очков.
        В марину о.Порос мы шли под двигателем, проход там достаточно узкий, идешь чуть ли не по якорным концам ошвартованных у берега яхт. И опять нас встречал мелодичный колокольный перезвон - была страстная пятница. Нашли свободное место, встали у причальной стенки, после чего все окружающие начали предупреждать нас о паромах, швартующихся по утрам невдалеке, поднимающих плавную, но мощную волну, результатом которой может быть разбитый транец. Оглядевшись, мы увидели у всех яхт и катеров висящие на корме кранцы. Оттянувшись на всю длину трапа и набив потуже якорную цепь, мы пошли знакомиться с местными тавернами, мясными и овощными лавками. На завтра была назначена дневная короткая гонка, стоянка предполагалась на природе. Кроме этого, впереди была Пасха, и обнаружить работающий ресторан или магазин пятого мая было по определению проблематично.
        В итоге в яхтенном холодильнике оказалась чуть ли не половина барана, всякой другой снеди было закуплено также с избытком, в том числе пара арбузов. Купили даже мангал и древесный уголь. Не забыли заправиться водой по полной программе - команда подобралась достаточно чистоплотной, и вместо того, чтобы чесаться, мылись под горячим душем чуть ли не каждый день.
        На Поросе мы стали свидетелями двух процессий во главе с батюшками. Большинство несли свечки, шли под траурную музыку, лившуюся из динамиков вдоль набережной. Похоже на то, что это были прихожане двух церквей, отмеченных нами на склонах острова при входе в марину. Но больше всего нас поразил военный духовой оркестр, который, играя бодрый марш, вышел некоторое время спустя из боковой улицы на набережную и прошел по ней в северном направлении. Вслед за оркестром бодро отстукивая дробь в такт своих шагов проследовало отделение юных барабанщиц. Все это было очень красиво, торжественно, и даже весело, но немного не сочеталось с духом траурных церемоний, проносивших носилки, украшенные цветами, символизировшие, очевидно, вынос Святой Плащеницы.
        Следующим утром в месте финиша предыдущей гонки был дан старт 6-й гонки до о.Мони недалеко от г.Эгина. Старт взяли неплохо, и после небольшой лавировки, тактической борьбы и поиска ветра встали во главе гонки. Все бы ничего, но в конце концов ветер поменял свое направление до фордевинда, и на нас стали наезжать яхты идущие сзади. К этому добавилась недостаточный опыт шкотовых, в результате чего мы стали проигрывать по скорости другим яхтам. Итог - 4-е место при общем первом, с отрывом 4 очка от ближайшего преследователя ("Домна").
        Вследствие чрезвычайно малой емкости местной марины, мы и еще несколько яхт решили встать на ночевку и на весь следующий день в бухте небольшого скалистого острова Мони, который, как оказалось был заповедником, на котором жили павлины, олени и горные козлы. Весь вечер и следующий день по обычаю мы предавались лучшему занятию во время Пасхи - ничегонеделанию. На материке в Пасхальную ночь была целая канонада фейерверков, полным ходом шел праздник. Чтобы было удобнее, мы счалили бортами четыре яхты, что упрощало живое общение, в результате которого в середине дня пришлось все-таки сходить на яхте в город, предварительно выяснив по радио у ошвартованных там наших яхт, какова ситуация - работают ли магазины. После этой поездки ряд членов экипажей затеяли азартную игру в домино. В результате (через пару дней непрерывной игры), яхта "Домна" проиграла яхте "Минос" 50 евро или около того. Вечером 5-го мая был устроен товарищеский ужин с шашлыками и 12 литрами греческого вина. Вечер удался.
        Еще до ужина в эфире развернулась оживленная дискуссия - что делать дальше. Судейская коллегия предложила завершить соревнования, мотивировав, что шесть гонок, проведенные к этому времени, вполне достаточны для определения итоговых результатов, что многие порядочно устали, и что, даже если соревнования будут продолжены, разрывы между суммами очков, набранные яхтами лидирующей группы весьма значительны, что, скорее всего, не позволит внести значительные коррективы в итоговые результаты. Тем не менее, радиоконференция капитанов яхт, устроенная по этому поводу, привела к решению дать старт еще одной, последней гонки в направлении Афин. С тяжелой после праздника головой мы отправились на старт этой гонки. Так же как в предыдущей, старт был нами взят неплохо, но с небольшим отставанием. Однако, в результате тактической борьбы и некоторого везения мы встали в итоге во главе гонки, после чего ветер окончательно скис. И тут началось - даже капитаны, активно голосовавшие за продолжение соревнований, объявили по радио о своем сходе с гонки, и заведя двигатели направились на восток, поближе к Афинам. В итоге на дистанции остались всего 3 яхты. Геннадий Лаврентьев, капитан яхты "Тони", по радио даже специально поинтересовался у судей, продолжается ли гонка, на что ему последовал положительный ответ. Как оказалось, Геннадий не зря решил остаться. По результатам гонки он смог по сумме очков выйти на второе место, опередив сошедших с дистанции лидеров - Домну, Минос и Армиду.
        В общем, регата получилась. "Виной" тому явился достаточно сильный состав участников, среди которых были такие известные капитаны, как Ю.Асташев, Ю.Болотин, В.Колобанов, Г.Лаврентьев, В.Минаев, П.Шубравый и другие. Инициаторами соревнований выступили москвичи, однако в гонках участвовали и экипажи из Петрозаводстка, и даже из Израиля. При этом отсутствие гандикапа упрощало подсчет результатов и повышало интерес к гонке. Не требовался сверхпрофессионализм шкотовых, что, конечно, упрощало формирование экипажей и объективно способствовало массовости и доступности соревнования для начинающих яхтсменов. "Неофициальность" соревнований предупредила околоспортивные дрязги, и настроение у всех гонщиков было неизменно отменным. Достаточно высокий комфорт на борту яхт (отдельные каюты, горячий душ, электрохолодильник и другие удобства) привлекал не только начинающих, но и опытных яхтсменов, привыкших к лишениям. Немаловажной оказалась возможность осуществления туристической программы - за дни отдыха удалось посмотреть разнообразные достопримечательности, пообщаться с греками, с яхтсменами других национальностей, для многих это было в новинку.
        Обсуждая на вечерних посиделках ход и результаты соревнований, все участники сошлись в положительной оценке происходящего, многие пожелали вновь поучаствовать в подобном событии уже в текущем году, либо осенью, либо зимой, благо климат позволяет. В результате позже, уже в Москве, было принято решение организовать "осеннюю сессию" Московской Эгейской регаты (так соревнование называлось до третьего старта, плавно меняя имя сначала на Российскую Эгейскую регату, и даже на Кубок Эгейского моря, возможно последнее приживется окончательно) с 1 по 10 ноября 2002 года там же, в Греции. В "бой" пойдут два класса яхт. Первый дивизион - яхты длиной 36 - 38 футов, второй - яхты длиной 43 - 45 футов. К сожалению, монотипов в достаточном количестве найти весьма сложно, но небольшой разброс в размерах, как показал первый опыт, не сильно влияет на результаты. Решено устроить пять дневных, относительно коротких, по 10 - 20 морских миль гонок, с тремя днями отдыха, которые можно использовать в туристических целях. В настоящее время полным ходом идет подготовка к соревнованиям, и всем желающим поучаствовать, из различных регионов России и из-за рубежа, необходимо как можно скорее обращаться к инициативной группе, в которую входят А.Синицин, Л.Грязнов и еще ряд товарищей, для бронирования дополнительных яхт или для вхождения в уже сформированные экипажи. Уверен, будущие соревнования доставят массу удовольствия участникам, а победившим - достанется переходящий Кубок.

Александр Маркаров, май 2002