Побудьте Онассисом пару недель…
(попытка проанализировать развитие российского туризма в Греции)

"Запах моря смешивался с множеством других пляжных запахов;
теснота, с которой лежали отдыхающие, напоминала о заводской бане…"
В.Пелевин "Жизнь насекомых"

      Тёплая страна Греция со всеми своими красотами открылась для россиян совсем недавно, если не считать фильм со ставшей крылатой фразой "В Греции всё есть". Причём, "первооткрывателями" стали наши вездесущие челноки, поехавшие за дешёвыми шубами. К середине 90-х их бизнес окреп (настроился греческо-российский механизм транспортировки), у "шубников" появилась возможность посетить пляж – на большее ни времени, ни денег уже не оставалось.
      Уже по их следам и рассказам поехали первые реальные Туристы на те самые пляжи, зачастую окупая свою поездку покупкой пары-тройки тех же шуб. Но очень скоро они обнаружили, что русского говора на пляже стало нестерпимо много (часто просто ненормативной лексики – "ведь окружающие все равно не понимают"), почти как прежде в Крыму, а вместе с этим и пляжи стали быстро превращаться в "крымские" по внешнему виду. Задавая себе вопрос: "Зачем было платить такие деньги, чтобы снова оказаться в совке?", наиболее сообразительные поняли – нужно использовать уникальность Греции, заключающуюся в многочисленности островов без шубных магазинов. Но здесь возникла новая проблема, правда, касающаяся особо любознательных, – ограниченность пространства. Належавшись на пляже, за день-два на арендованной машине или мотобайке объезжался весь остров, а что дальше? Можно, конечно, поехать на пароме обследовать другой остров, но в гостиницу придется возвращаться (совсем немногие имеют достаточное знание языка, чтобы нормально договориться о новой гостинице на новом месте, да и свободных мест в сезон практически нет).
      Такие любители посмотреть мир нашли выход в круизе на теплоходе – каждый день вы на новом месте с новыми впечатлениями. Правда, окружение остается однообразным (от чего уже пытались скрыться на острове). Да и жесткий график с его "Цигель, цигель, "Михаил Светлов!!!" быстро утомляет – ведь опоздав на белоснежный лайнер, вы хлебнете черные проблемы полной ложкой… Вот почему туристы с теплохода вынуждены носиться по городам табуном, как в старые недобрые времена.
      Это оптимальный вариант отдыха для людей, уставших от суеты и стрессов мегаполиса:
Совокупные затраты на недельный отдых-круиз около 450€ – это сопоставимо с *****отелем, но уровень впечатлений несравним.
– Неповторимость каждого дня, возможность захода в совершенно уникальные уголки островов, доступные только мореплавателям.
– 24 часа в сутки дышите чистейшим морским воздухом.
– Выбор собственной программы, со своими же коррективами по ходу дела и настроения.
– Масса всевозможных развлечений.
– Абсолютная безопасность для вас и ваших детей.
– Разнообразные блюда из свежепойманных морежителей в частных тавернах.


      Какой же выход в поисках спокойного-уединённого-свободного-разнообразного отдыха? Оказывается, "проклятые буржуины" уже решили эту задачу. "Их" средний класс умеет не только работать, но и с чувством отдыхать. Для многих – это ежегодный морской семейный отдых, для остальных же – необходимое разнообразие такового, несущее с собой сильнейший эмоциональный и оздоровительный заряд на год вперед. Они не только открыли для себя Грецию как уникальный уголок Земли, но и как неповторимое место для отдыха на яхте, – будь то моторная для любителей скорости и шума или парусная – для предпочитающих единение с природой и ее тишиной. Разумеется, Россию нельзя сравнивать со странами северной Европы, где количество яхт превышает численность населения, включая грудных детей и стариков, и прелести яхтинга как отдыха, а не спорта, никому разъяснять не надо.
      Поэтому-то европейцы вложили за двадцать лет колоссальные средства в постройку яхт специально для Греции и развитие соответствующей инфраструктуры. Для того, чтобы отдыхать на яхте, не обязательно быть ее владельцем или спортсменом, ее можно арендовать на время со шкипером или без.
      Нашему же люду до сих пор такой вид отдыха представляется либо по вдолбленному в сознание лозунгу: "Парусный спорт – спорт аристократов!", либо, в лучшем случае, вообще никак по причине отсутствия информации. А ведь это тот же самый Rent a Car, ставший уже привычным, только на воде – можно сказать, Rent a Yacht. И правила его организации очень схожи.
      Какие же такой отдых дает плюсы, позволяющие окупить инвестиции в его развитие? Как правило, это индивидуальный круиз по морям Средиземноморья, в котором замечательным образом сочетается морской отдых при двадцатичетырехчасовом вдыхании чистейшего морского воздуха в сутки с возможностью выбора собственной программы от культурно-исторической до спортивной, ночной-развлекательной… На мой взгляд, это оптимальный вариант отдыха для людей, уставших от суеты и стрессов мегаполиса.
      Наверное, это невыносимо дорого, скажете вы, вспоминая про "аристократов". Однако, имея более чем десятилетний опыт работы в этой области с туристами из разных стран, попытаюсь опровергнуть это мнение на примерах аренды (чартера) парусных яхт, как наиболее массовой группы. Их в Греции предлагается несметное количество типов самых разных конструкторов и фирм. Отличаются они величиной и, соответственно, уровнем комфорта, но в любом случае яхта будет вашим уютным домом на время круиза.
      Традиционно яхты состоят из двухместных кают (кабин на английский манер) и салона. Койки в кабинах или в одном уровне двуспальные, или одно-/полутораспальные друг над другом. Все кабины отделены, как правило, дверями от общего салона, где уютные диваны окружают большой красивый стол, складной на небольших яхтах. В салоне же находится камбуз – газовая плита с духовкой в морском исполнении (с защитой от задувания огня), разделочный столик, одна-две раковины для мытья посуды, шкафчики для хранения этой самой посуды и мелких продуктов, холодильник и штурманское место – стол для раскладывания карт и щит со всевозможными приборами. Непременно на яхте вы найдете гальюн (туалет) с горячим душем, зеркалом и шкафчиками. Количество таких туалетов зависит от величины и комфортности яхты, как и запас пресной воды на борту. А вот электрическая сеть стандартно автомобильная 12 Вольт и только на крупных яхтах, рассчитанных на 8 и более человек появляется еще и сеть 220 В от вспомогательного генератора. При этом, как правило, появляется кондиционер, микроволновая печь, телевизор, видео, CD…
      Недельная аренда двухкаютной яхты обойдется примерно в 1300€, четырехкаютной – от 2,500 до 3,500€. Если у вас нет диплома на право управления такими яхтами, вам придется нанять шкипера за 120€ в день. Отмечу, что эти затраты вы разделите на всех членов вашей компании. Статистика показывает: совокупные затраты на недельный отдых, не включая авибилеты, визу, медицинскую страховку, питание, питие и развлечения, составят около 450€ на человека (сюда вошли аренда яхты, трансфер, шкипер, топливо, пресная вода, стоянки в маринах). Сравните эту цифру с пятизвездочным отелем – она окажется сопоставима, но уровень впечатлений сравнить невозможно.
      Вы заинтригованы открывающимися перспективами? – пишите нам, вы получите квалифицированные ответы на все ваши неквалифицированные вопросы.

Семь футов под килем!

Bon Voyage!

Александр Синицын,    1997