Леонид Грязнов, 2001   Наставления начинающим яхтсменам.

Если вы никогда до этого не жили на борту яхты - в условиях «стесненного быта», эти заметки могут показаться вам досужими, однако - опыт подсказывает – это необходимая информация для начинающих крейсеристов. 

Коль скоро вы поступаете на борт под ответственность капитана – вам необходимо предупредить его (если у вас есть проблемы со здоровьем), что в вас вливать (кроме горячительных напитков), если вам будет не по себе. В целом же необходимо иметь в виду, что занятия парусным спортом лечебных целей не преследуют  поэтому, если состояние вашего здоровья внушает вам опасения – посоветуйтесь с вашим доктором - показан ли вам отдых на яхте в тех или иных районах мирового океана. 

Следует знать, что если вы склонны переживать морскую болезнь в открытой (за борт) форме, на небольшой яхте УКАЧИВАЕТ НЕ ТАК СИЛЬНО, как на большом пароходе. Тем не менее, в случае, если ваш организм реагирует на качку в форме протеста, захватите с собой ваше любимое средство от укачивания. Помните – постоянное непроизвольное опорожнение желудка может создать вам и вашим партнерам проблемы – например, если вы принимаете оральные контрацептивы, в условиях укачивания вы можете присоединиться к решению демографической проблемы.

Лучшее средство от укачивания – беспрекословное выполнение приказов капитана. Даже самое бессмысленное занятие на палубе, добросовестно выполняемое по велению и под контролем капитана, способно отвратить вас от мыслей, вызывающих приступы тошноты.

Если вы чувствуете неприятные симптомы – не пытайтесь спрятаться от качки в каюте – без должного навыка вы, скорее всего, вылетите оттуда уже нежно-зеленого цвета. Лучше всего сесть в кокпите, ближе к центру тяжести яхты (или капитану, если он противоположного пола) и попытаться наслаждаться видом волн и криками чаек. Проверено – помогает незамедлительно.

 Употребление алкоголя на борту по традиции русского флота (в тропических широтах) не возбраняется, однако если вы имеете склонность к употреблению экзотических напитков – надо быть готовым к тому, что вам, возможно, придется ограничиться набором, доступным в древнегреческом пищторге. 

Погода во время вашего нахождения на борту может быть как исключительно жаркой и сухой, так и довольно холодной и мокрой (будем надеяться, что встреча с айсбергами в Эгейском море не состоится). Ваш набор одежды, которую вы возьмете с собой,  должен предусматривать комфорт в любой части указанного диапазона погодных условий. Имейте при этом в виду, что место в яхте, доступное под ваши личные вещи, ограниченно. Поэтому, памятуя, что парусный спорт предполагает частые переодевания, следует учитывать, что основной побудительный мотив частой смены платья на борту – изменения погодных условий в первую очередь  и желание поразить остальных членов экипажа своим очередным нарядом – во вторую (объедините мотивы – готовьте поразительные платья для всех погодных условий - здесь и далее комментарии Светланы Ершовой). По той же причине ограниченности пространства не привозите на борт ваши вещи в жестких чемоданах или саквояжах – используйте МЯГКИЕ сумки. 

Исходя из опыта, в мае в Эгейском море следует иметь при себе следующий набор одежд: 
1.    Футболки (лучше с длинными рукавами - из-за солнца) – 2-3 шт.
2.     Шорты            1-2 шт.
3.     Брюки легкие 1-2 шт. (джинсы и изделия из аналогичной ткани не очень удобны – намокнув, без солнца долго сохнут)
4.     Трусы – 3-4 шт (регулярная их стирка обычное дело и на леерах частенько красуется белье – до прихода в порт)
5.     Купальное платье (плавки и купальники) – 2 шт.
6.     Носки – 3-4 пары (одна пара - теплые)
7.     Теплая рубашка из ткани типа «Polartech» или легкий свитер – 1 шт.
8.     Куртка – ветровка из плотной ткани – 1 шт.
9.     Непромоканец (легкий - без утеплителя) – 1 шт.
10.    Рубашка легкая с длинными рукавами (на случай солнечного ожога) – 1 шт.
11.    Рубашка легкая с коротким рукавом – 1-2 шт.
12.    Легкие кепочки и панамы (регулярно улетают за борт) – 2-3 шт.
13.     Солнечные очки (темные, лучше «Polaroid») – 2 шт.
14.     Легкие кроссовки береговые (светлая подошва) –1 шт.
15.     Легкие и прочные сандалии (светлая подошва) – 1 шт.
16.     Легкие тапочки палубные (светлая подошва) – 1 шт. Вся обувь должна иметь НЕ скользкую подошву (в противном случае члены экипажа также регулярно улетают за борт, как и кепочки с панамами)!
17.     Туалетные принадлежности – в зависимости от чистоплотности.
18.     Полотенце большое – 1 шт.
19.    Полотенце малое – 1 шт.
20.     Если вы хотите взять электробритву – захватите с собой электростанцию!
21.     Перчатки для работы с веревками – по желанию.
22.     Фотоаппарат – 1 шт.
23.     Видеокамера – 1 шт.
24.    Автомобильную зарядку для сотового телефона и видеокамеры – разъем прикуривателя на борту имеется. На большей части Эгейского моря GSM связь весьма устойчива. 

В целом данный набор одежд способен обеспечить вам минимальный комфорт,  в рамках существующих приличий, принятых в цивилизованном обществе.  Из прочих вещей рекомендуется взять на борт одну-две любимые книги (желательно смешного содержания) – наличие хорошей книги на борту «отвращает экипажъ от склонности к чрезмерному употреблению алкоголя, а также от азартных игръ в свободное от вахтъ время».

Следует помнить – в условиях стесненного быта на борту необходимо быть готовым проявлять терпимость к ближнему своему, что существенно легче делать, когда все члены экипажа неукоснительно выполняют правила личной гигиены и регулярно зачищают после употребления места общего (и не очень) пользования. 

СОЛНЦЕ!!!! Как показывает опыт, основной фактор риска в Эгейских просторах (кроме чисто морских, как-то: упасть за борт в пасть акулы) - солнечный ожог, солнечный или тепловой удар. Кроме того, иногда за приступ морской болезни принимают тривиальное пищевое отравление – на жаре продукты портятся особенно быстро.  Следует иметь эти факторы в виду и принимать соответствующие меры предосторожности. 

Не следует много есть и выпивать накануне выхода в море – сэйлинг не способствует правильному пищеварению. 

Капитан на борту – суд последней инстанции. Его отличие от всех остальных – размер и характер ответственности за все, происходящее на борту. В этой связи, он обладает правом вето на все, что не устраивает его на судне. Следует относиться к этому с пониманием и готовностью увидеть в его лице деспота, требующего беспрекословного выполнения своих команд (трепесчите!!!). 

Женщинам в критические дни следует воздерживаться от купания в открытом море, дабы не подвергать себя и своих спутников риску нападения акул. (Женщина в критические дни – достойный соперник акуле. Дабы не подвергать себя риску нападения «акул» – воздержитесь от присутствия на борту женщин в критические дни

Основы техники безопасности.
Нельзя наступать на лежащие на палубе предметы  – это приводит к падению, в худшем случае – за борт.
Нельзя ходить по палубе босиком во время движения яхты – пальцы ног ломаются в самых безобидных ситуациях.
Нельзя пытаться одержать яхту от берега, причала или другого судна иным способом, как засунув в соответствующую промежность кранец. Если его нет – хрен с ней с яхтой – члены людей дороже любой части судна (член – не кранец, используйте его по назначению – извините!).

Проходя через другие яхты на свой борт, проходите через бак чужой яхты – не проходите через кокпит – уважайте частную жизнь другого экипажа.
Не следует заглядывать в открытые люки и иллюминаторы (например, засовывая туда голову или кранец) пересекаемых яхт – вы никогда не знаете - свидетелем каких событий вы можете оказаться – и надо ли это вам?
Не прыгайте на палубу своей или чужой яхты без крайней на то необходимости – для сидящих внутри – это выглядит как падение метеорита Сихотэ-Алинь.

Не вставайте на леерные стойки и леера – опыт показывает: на одного удержавшегося на них приходится 2-3 десятка сильно упавших. 

Проходя через другие яхты, старайтесь воздержаться от исполнения любимых песен – возможно, спящие в яхте люди предпочитают другой репертуар в это время суток. 
Нельзя бросать мусор за борт ни в гавани, ни в открытом море – выйдя на любой дикий берег в Эгейском море, вы увидите - как его ЗАСРАЛИ. Попробуйте не увеличивать энтропию. Для этих целей в древнегреческих супермаркетах рекомендуется приобрести специальные пакеты для бытового мусора, кои загружать в мусорные баки в  посещаемых маринах.

Во время приготовления пищи на камбузной плите соблюдайте особую осторожность, особенно если это исполняется на ходу под парусами. Случайно выплеснувшийся суп может попасть вместо подволока (потолка на яхте) к вам на штаны или то место, где вы их обычно носите. 

Выбирая меню, имейте в виду - жарка  на открытом огне – пожароопасное занятие, особенно в ограниченном пространстве яхты. На качке жарить что бы то ни было на растительном масле запрещается – корректируйте меню заранее. 

Располагайте все предметы на яхте в море таким образом, что бы при наклоне (крене или дифференте) яхты в любую сторону на 45 градусов помещенные вами предметы оставались примерно на своих местах. Особенно это относится к милым дамам, которые любят постоянно создавать уют в местах своего обитания. Ваза с цветами, поставленная на красивую салфеточку на стол в каюте, на волне способна в считанные секунды обратить означенный уют в свою полную противоположность. Не имеет смысла, наверное, упоминать, что особую осторожность в таких условиях следует проявлять при использовании острых предметов. В жару разгоряченные тела имеют тенденцию к обнажению, что делает их (тела) особенно беззащитными, например, перед обычной вилкой, пожелавшей вместе со всем экипажем поучаствовать в смене галса. 

Зайдя на борт яхты, ознакомьтесь с местом расположения, устройством и правилами пользования спасательными средствами – не дай Бог придется воспользоваться. Помните – в экстремальной ситуации чтение инструкций и наставлений не способствует улучшению настроения. 

Аналогично поступите и со средствами пожаротушения. Современные яхты горят с выделением большого количества ядовитых продуктов сгорания и занимает это в среднем от 15 до 30 минут. 

Отдельно следует обратить внимание на то, где находятся спасательные жилеты и страховочные пояса, а также на их устройство. Бусурманская техника являет существенно большее разнообразие, чем мы привыкли видеть на Родине, что может привести к лишней суете при необходимости ее использовать (в морских условиях необходимость использования страховочных поясов может являться «в полный рост» чаще, чем это может хотеться). 

Многие предметы снабжения яхты (в силу нечастого использования в России) являются во время приемки яхты под своими английскими названиями. Как ни парадоксально – это может создать лингвистическую проблему – известен случай, когда один член экипажа требовал от другого немедленно одеть harness, не понимая, что второй не знал, что это всего-навсего страховочный пояс. Договоритесь в экипаже - что  и как называется на борту ДО выхода в плавание. Именно поэтому, перед выходом, капитану необходимо проинструктировать ВЕСЬ экипаж о том, как устроена лодка и что есть на борту. 

Современные яхты оборудованы электрическими насосами, подающими пресную воду. Процесс пользования такими устройствами напоминает городскую раковину с краном. Разница в том, что на борту запас пресной воды ограничен, а ее пополнение стоит денег. Не позволяйте воде стекать из крана без толку! 

Современные яхты оборудованы холодильниками. Их устройство предусматривает два режима работы – охлаждение (при работающем двигателе) и сохранение холода в качестве термоса (при выключенном двигателе). Автоматикой, переключающей режимы работы холодильника, яхты, как правило, не оборудуют. Не проходи мимо – выключи холодильник, если дизель молчит и наоборот. Товарищи будут благодарны тебе, когда душным вечером в ярко освещенной каюте, они порадуются вместе с тобой баночке холодного пива! 

Об использовании гальюна (туалета).  

Общее правило – мужчина вы или женщина при взволнованном море все отправления исполняются в положении СИДЯ на горшке. Даже самые меткие джентельмены  (снайперы) оказываются не целкими на качке. Кто промазал, тот и моет за собой! 

Конструкция унитаза не позволяет засовывать в него что-то, кроме уже съеденного и, возможно, небольшое количество туалетной бумаги (не на всех типах горшков). Общее правило – кто унитаз засорил, тот его и зачищает (прокачивает). 

Конструкция современных яхтенных унитазов, точнее -  система их прокачки, имеют одно из положений клапана смыва, при котором яхта может быть затоплена через унитаз. Нет ничего более позорного, чем утопнуть (и утопить товарищей) в (вашем) собственном дерьме –  будьте бдительны после пользования горшком! 

В отличие от городского туалета (где, спустив в унитаз нечто, вы препоручаете это нечто в руки городской администрации) то, что вы выкачали из унитаза в гальюне на яхте, появляется в воде непосредственно возле борта вашей яхты. По этой причине воздержитесь от использования гальюна, когда ваши товарищи совершают омовение своих уставших тел рядом с яхтой (если вы любите своих товарищей). Пользование прокачным гальюном в гавани запрещено и чревато серьезным штрафом в СКВ. Находясь в гавани – пользуйтесь туалетами в ближайшей таверне. (Помните! Открытая форма морской болезни снижает риски, возникающие при использовании гальюна).

Об использовании виндсерфера и надувных лодок.  

Не редко на борту яхты присутствуют доска с парусом и, почти всегда, надувная лодка с подвесным мотором.

Следует помнить, что время, место и порядок использования данных увеселительных  снарядов (если надувная лодка используется в этом качестве) определяются исключительно капитаном. Как правило, это совершается в закрытых бухтах при благопрятных погодных условиях, когда яхта стоит на якоре. 

На увеселяющихся должны быть надеты спасательные жилеты. При катании на доске с парусом рекомендуется также держать наготове надувную лодку с мотором, на случай если придется доставлять незадачливого виндсерфериста на борт. Следует также иметь в виду, что против хорошего шквала  «надувнушка» не выгребет даже с мотором, что приведет к необходимости заниматься спасением уже надувной лодки с ее экипажем. Эта задача будет более легко выполнима, если в такой момент на лодочке окажется «непромокаемая» носимая радиостанция или, на крайний случай, мобильный телефон в специальном герметичном пакете. 

При посадке в надувную лодку (если она используется не для увеселений) соблюдайте осторожность – этот снаряд делался, видимо, очень радостными людьми, поэтому использование «надувнушки», при отсутствии бдительности, всегда имеет тенденцию стать увеселением. 

О портовой полиции (Она же Береговая охрана).  

Традиционное российское отношение к рядовым блюстителям порядка (в данном случае на море) стоит засунуть себе куда-нибудь подальше до возвращения домой. Следует помнить, что эти же самые ребята (как правило, возраст представителей этой профессии не более 40 лет), будут, не дай Бог, заниматься вашим «спасением на водах». Поэтому параллели с вечно пьяными водными «милиционерами» здесь скорее не уместны. Как правило, в офисах полиции порта всегда можно получить прогноз погоды и исчерпывающие указания о возможностях и времени швартовки у тех или иных портовых сооружений. 

Техника безопасности при использовании мопедов.

Поверьте, этот раздел не менее необходим начинающим яхтсменам, чем предыдущие. После 30-40 миль по морю ступив на земную твердь гористых островов Эллады, невольно уступаешь зазывным крикам представителей проката древнегреческих мопедов. Предлагаемые к прокату снаряды могут быть прежде всего классифицированы по степени изношенности – старые дешевле и хуже (могут сломаться под вами в ходе проката по горному серпантину). Древние греки, как правило, не отдают  себе отчет в том, что вся эта колесная техника в их прокате дольше двух лет не вытягивает, и норовят дать вам покататься на античных повозках. Если вы не любите внезапные пешие прогулки по горам – внимательно принимайте технику. 

Еще один вариант классификации – по мощности снаряда. Как и во всей Европе, в Греции издревле не требуют прав на ношение и применение мопедов с объемом двигателя менее 49,5 куб.см. Если в ваши планы входит покатать на мопеде подружку или подвезти приглянувшуюся вам древнюю гречку, вы, вероятно, захотите взять мопед (или мотоцикл) помощнее. Даже если у вас в правах открыта категория «А» и вы действительно умеете рассекать на мотоцикле, помните – на горном серпантине, если вы не «впишетесь» в поворот, у вас есть два варианта – или в опорную стенку и, возможно, в лазарет, или долететь вместе с двухколесным другом до глубокой воды. В остальных случаях вам, скорее всего, не удастся поделиться с товарищами рассказами о захватывающей мотоциклетной прогулке. 

При использовании мопедов, кроме скорости, есть еще два опасных момента – неважные древнегреческие дороги и горячая выхлопная труба. Если соблюдать все правила экипировки при поездках на двухколесном мототранспорте: (шлем, краги, длинные брюки, твердая обувь, кожаная куртка, специальные очки и т.п.), то это жарко и неудобно, катание же в шортах или плавках приводит к ожогу голени при помощи выхлопной трубы. За последние четыре года я наблюдал эту сцену три раза – все три в похожих обстоятельствах: при торможении или «перегазовке» на подъеме (спуске), когда дорога присыпана песочком или мелкими камушками, мопед выскакивает из-под седока, предательски пришкавривая оголенную шортами ногу выхлопной трубой. Рана мелкая, но заживает, обычно, долго и нудно. 

Так что рекомендуется быть верными чувству коллективизма и рассекать по островам на прокатных машинках, что может быть по деньгам как дешевле (в расчете «на нос»), так и, не в пример, безопаснее мопедов.

Морские гады.

Следует помнить, что море, используемое яхтсменами для удовольствия, не создавалось (в отличие от бассейнов с морской водой) исключительно для этих целей. Более того, ряд морских обитателей, как то: морские ежи, некоторые виды медуз, определенные виды рыб, равно как и представители военно-морских и, вообще, вооруженных сил разных государств и территорий могут быть не особенно дружественно настроены по отношению к рекреационным намерениям яхтсменов и сопровождающих их лиц. Следует проявлять разумную предосторожность в общении с означенными обитателями морской пучины. Это предостережение особенно касается мест, не оборудованных трудолюбивыми греками и гречками  непосредственно для отдыха трудящихся яхтсменов. Например, морские ежики очень любят дикие галечные пляжи. В отличие от своих земных собратьев, они не скрываются в ужасе при появлении человека. Их длинные иголки легко вонзаются в босые части тела (хорошо, если пятки), в которых и норовят обломиться. Если обломки морского ежа оставить в теле, это приведет к противным последствиям. По словам великого вождя пролетариата, вас ждет судьба капитализма: «неизбежное загнивание». Стоит добавить, что в мае, кроме русских, в греческих морях мало кто купается, поэтому даже на культурных пляжах можно нарваться на неприятные сюрпризы – просто чистильщики пляжей еще не наняты на свою изнурительную, но так необходимую работу. 

          Леонид Грязнов, 2001